«Все направления моей работы взаимосвязаны и «заточены» на улучшение жизни в Приморье»
Пандемия не перестает генерировать новые вызовы. Второй ковидный год стал новой точкой отсчета во многих плоскостях: и власти, и бизнесу, и профсоюзам необходим был очный диалог. Как чувствует себя рынок труда, насколько тесна взаимосвязь между «самочувствием» бизнеса и защищенностью трудовых коллективов и как решается жилищный вопрос приморцев – один из якорей для закрепления населения в регионе – об этом деловому еженедельнику «Конкурент» рассказал Владимир Исаков, руководитель комитета по экономической политике и собственности ЗС ПК, председатель Федерации профсоюзов Приморского края, а также председатель совета Ассоциации застройщиков Владивостокской городской агломерации.
– Владимир Владимирович, в октябре этого года вы стали депутатом Законодательного собрания Приморья и возглавили комитет по экономической политике и собственности – легко ли было встроиться в новую повестку?
– Я пришел с опытом руководства комитетом по бюджету, налогам и финансам Думы г. Владивостока, в которой я проработал 2,5 созыва. То есть имел полное представление о том, из чего складывается и как финансируется экономика территории. Но если в городской думе я следил за тем, чтобы бюджет Владивостока сохранял свою социальную направленность, не урезались расходы на такие важные вещи, как образование или здравоохранение, то теперь работаю над улучшением условий для бизнеса, ростом инвестиционной привлекательности региона.
– Одним из первых вопросов, над которым пришлось работать, стала резонансная ситуация с утилизацией токсичных отходов с космодрома «Восточный» на территории Приморья. Что можно сделать, чтобы избежать ее повторения?
– Парадокс ситуации в том, что, согласно действующему законодательству, власти регионов не ставятся в известность о перемещении подобных отходов из одного субъекта в другой. Поэтому она и вызвала такой резонанс, став в некотором роде неожиданностью для всех. Будем выходить с законодательной инициативой на федеральный уровень, чтобы прописать информирование исполнительной власти обо всех перемещениях опасных грузов через регион. Это даст четкое понимание, какие именно отходы, в каких объемах и куда конкретно перевозятся, когда будут утилизированы и каким образом, а главное – поможет предотвратить такие ситуации в дальнейшем. Уже подготовили обращение к министру природных ресурсов и экологии РФ Александру Козлову о совершенствовании правового регулирования в этой области.
– На минувшей неделе вы во втором чтении утвердили краевой бюджет. Каким он получился – нацеленным на развитие региона или больше антикризисным?
– Он однозначно про развитие с сохранением социальных приоритетов. За сухими цифрами – новые дороги, бюджетное жилье, увеличение ежемесячных выплат на детей, предоставление регионального материнского капитала, поддержка многодетных приморских семей, краевые доплаты к пенсиям и другие важные для региона вещи.
В целом более 60% из бюджета края будет направлено на социальную сферу. При этом по всем государственным соцпрограммам, касающимся здравоохранения, образования, социальной поддержки населения, расходы еще больше увеличены – на 2–3 млрд руб. в каждой области. Около 18 млрд руб. пойдут на обеспечение приморцев доступным жильем и качественными услугами ЖКХ. Почти столько же – на транспортную сферу края. Без малого 8 млрд руб. запланировано на экономическое развитие и инновационную экономику.
– Работа в комитете «монтируется» с профсоюзными задачами?
– Безусловно, и никакого противоречия здесь нет. Ошибочно полагать, что профсоюзы только и делают, что воюют с работодателями. Наш конкурс «Социальное партнерство», который мы проводим уже 10 лет, оценивая коллективные договоры коммерческих и бюджетных предприятий, демонстрирует плюсы сотрудничества профсоюза и работодателя.
Я могу привести массу примеров, когда бизнес, пытаясь решить проблемы отдельных предприятий или даже целых отраслей, обращается за поддержкой к профсоюзам. И мы помогаем, подключая профсоюзного депутата Госдумы Виктора Пинского, профильные министерства российского правительства.
Как руководитель комитета по экономике, я убежден: будет комфортно бизнесу на территории – будут гарантированные рабочие места, адекватные зарплаты, в регион начнут приходить другие игроки, что повлечет новые вакансии для жителей региона, новые источники дохода. А за тем, чтобы рабочие места в первую предоставлялись жителям региона, зарплаты были справедливыми, а условия труда – безопасными, будут следить профсоюзы.
– Каковы болевые точки на рынке труда Приморья сегодня? Что происходит, например, в «Примтеплоэнерго», это предприятие периодически мелькает в профсоюзном мониторинге?
– Там были сложности с заключением коллективного договора, но документ все же подписали. Остро стоит вопрос индексации окладов – с декабря их увеличили всего на 1,5%, а в 2020-м – и вовсе на 1%. Трудовой коллектив воспринял это как насмешку. Я встречался по этому поводу с зампредом правительства Приморья Еленой Пархоменко, которая курирует вопросы ЖКХ, и к марту будущего года оклады должны проиндексировать еще на 3,5%.
В целом большинство проблем были обусловлены отсутствием диалога между новым руководителем и профсоюзом, но сейчас он установлен, и вопросы, затрагивающие трудовые отношения, будут решаться сообща.
– Как дела на «БОРе», где, по данным того же мониторинга, прогнозируется массовое сокращение работников?
– Действительно, профорганизацию уже уведомили о массовом сокращении численности штата с февраля 2022 года. Мы надеемся, что их трудоустроят на «Дальнегорском ГОКе» или переведут на другое юридическое лицо, как было прежде. Для нас главное, чтобы более двух тысяч человек не остались на улице без источников дохода. Вместе с краевой властью мы держим ситуацию на контроле.
– В этом году впервые в истории края было подписано Соглашение о минимальной заработной плате в Приморье. Что это дает жителям края?
– Документ четко определяет содержание минимальной зарплаты, куда не должны входить районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, – это начисляется сверху. Мы добивались подписания этого соглашения не один год, и только действующий губернатор, Олег Николаевич Кожемяко, согласился с нашими доводами о том, что это важно для всех работающих приморцев.
– Вопросы заработной платы по-прежнему в числе приоритетных для профсоюзов?
– Да, наряду с безопасностью труда и социальными гарантиями для работников.
В этом году нам удалось возобновить индексацию заработной платы отдельным категориям работников госучреждений Приморья, приостановленную с января 2021-го. После обращения Федерации профсоюзов в правительство региона был подготовлен соответствующий законопроект.
Много успешных кейсов на отдельных предприятиях Приморья. На «Прогрессе», например, профком добился того, что минимальный размер зарплаты привязали даже не к региональному МРОТ, который составляет сегодня 12 792 руб., а к прожиточному минимуму трудоспособного населения края – 14 779 руб. В результате самые низкооплачиваемые работники стали получать на 3 тыс.руб. больше, а все доплаты и надбавки начисляются сверх этой суммы.
Профсоюз отеля «ЛОТТЕ» после трех месяцев жестких переговоров и подключения надзорных органов добился от работодателя-иностранца индексации на 9% с учетом прошлого года, когда большая часть коллектива находилась в вынужденном простое.
И подобных примеров много.
– Что больше всего тревожит профсоюзы сегодня?
– Высокие показатели травматизма и смертей на рабочих местах. Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности то и дело дает сбои. Год еще не закончился, а показатели уже бьют рекорды предыдущих лет – 90 смертей и 109 тяжелых несчастных случаев.
Особенно нас беспокоит статистика смертности от так называемых общих заболеваний – ее, к слову, в регионе ведем только мы. Инфаркты, инсульты, другие заболевания – причина абсолютного большинства смертей на производстве. Поэтому профсоюзы настаивают на взятии процедуры проведения медосмотров под жесткий контроль.
Сокращение рабочих мест в регионе также вызывает серьезное беспокойство. Работодатели порой хитрят: не желая афишировать массовое высвобождение работников, потихоньку сокращают разных специалистов, растягивая этот процесс во времени. При этом новые рабочие места, особенно в моногородах и отдаленных районах края, найти сложно или практически невозможно.
– Вот уже два года вы возглавляете Ассоциацию застройщиков Владивостокской городской агломерации. «Квартирный вопрос» в этом году был чуть ли не самой горящей темой по причине роста цен. Есть ли надежда, что стоимость квадратного метра пойдет вниз?
– Несмотря на ряд благоприятных факторов, таких как развитие комплексной застройки, введение новых проектов, заход на рынок крупнейших игроков, поддержка власти, которую мы наблюдаем сегодня, коронавирус и связанные с ним ограничения негативно отразились на строительной отрасли.
Рост цен вызван не столько «аппетитом» застройщиков, сколько ростом себестоимости строительства. Удорожание строительных материалов, сбои в цепях поставок – все это привело к увеличению себестоимости на 20–25%. Во Владивостоке активно развивается стилобатное строительство. Сегодня квартира в таком доме застройщику обходится в 80–90 тыс рублей за квадратный метр. Нормативы по парковочным местам сильно удорожают строительство и также влияют на ценовую политику рынка. В лучшем случае у застройщика выкупается 50% парковочных мест. Остальные издержки закладываются в стоимость жилья.
Закон о проектном финансировании гарантирует, что дом достроят при любых обстоятельствах, новых обманутых дольщиков больше не будет. В рамках эскроу-счетов банк полностью регулирует строительство. Однако тот же банк устанавливает и планку стоимости будущих квартир в формате «дороже – можно, дешевле – нельзя». Это – рыночные отношения, при которых кредитно-денежная политика учреждения, финансирующего строительство, направлена на максимальное снижение финансовых рисков.
Немаловажным фактором удорожания рынка первичной недвижимости стала Дальневосточная ипотека, разогревшая покупательский спрос. В момент реализации программы количество квартир на рынке было ограничено. Спрос значительно опережал предложение, и это также подстегнуло цены.
Надо понимать, что быстро запустить стройку невозможно. Процесс подготовки и согласования документальной части занимает от года до двух лет. Но те застройщики, которые вышли на старт более года назад, сегодня подходят к завершению строительства. В этом году было запущено значительное количество новых проектов, в 2022 году их ожидается еще больше. Сейчас мы можем видеть комплексную застройку на Патрокле, в Снеговой Пади, в районе Зеленого Угла. Исследование, которое провела ассоциация, показывает, что спрос уверенно смещается в сторону загородной недвижимости. У покупателей в приоритете две территории: центральная часть города, где вся инфраструктура в зоне шагового доступа, и пригород с его свежим воздухом и отдаленностью от городской суеты. Объемы строительства за городом также заметно растут.
И мы подходим к тому рубежу, который я и мои коллеги прогнозировали неоднократно: с увеличением проектов конкуренция между застройщиками обостряется, рынок насыщается качественным жильем, стоимость квадратного метра начинает двигаться в сторону снижения. В частности, ожидается коррекция цен в классе «эконом», который наиболее значим для жителей Владивостокской городской агломерации. В этом сегменте на рынок выходит все больше проектов. Что же касается «комфорта» и «бизнес-класса», то здесь цена вряд ли существенно изменится.
– Сегодня набирают популярность договоры концессии в рамках ГЧП, по строительству социальных объектов, – как обстоят дела в этом плане?
– Если говорить о новых микрорайонах, министерство строительства края и городская администрация заинтересованы в новых школах, детских садах. В договоры концессии заходят такие компании как «Восточный Луч», «Днс Девелопмент». Но такой договор возможен только в случаях, когда земля принадлежит городу или краю. Многие застройщики стали встраивать детские сады прямо в жилые объекты, это удобно и практично – город их выкупает, но концессия в таких случаях не предусмотрена законом. Строительство школы требует большого земельного участка – минимум 2,7–3 га, в ткани городской среды найти столько места практически невозможно, значит, нужно реконструировать старые учреждения и строить школы в новых микрорайонах.
Что касается центральной части Владивостока, глубокий мониторинг и модель прогноза до 2035 года, составленная на его основе, показали, что сегодня загрузка образовательных учреждений в центре города неравномерна: в одной школе мест нет, а расположенная рядом – полупустая. В целом школьных и дошкольных учреждений в центральной части Владивостока даже больше, чем требуется. Согласно демографическим прогнозам пик загрузки придется на 2030 год.
Я бы сказал, что наиболее остро сегодня стоит вопрос транспортных развязок, и как его решать в нашем городе, пока непонятно.
– Общественность нередко агрессивно настроена по отношению к началу любого строительства в городе. Каким образом удавалось договариваться с людьми в этом году?
– В 2021-м шла особо активная «борьба» с точечной застройкой. Такому энтузиазму способствовала предвыборная кампания. И могу сказать, что элементы политической борьбы присутствуют почти на каждой стройке в городе. Будем активно взаимодействовать с депутатами и общественностью, еще более детально знакомить их с запланированными проектами, налаживать максимально открытый диалог.
– Что ассоциация застройщиков может поставить себе в заслугу в уходящем году и на чем собирается сосредоточиться в 2022-м?
– Один из ключевых моментов уходящего года – это продолжение выстраивания конструктивного диалога с властью. Строительство невозможно без поддержки профильных ведомств, муниципалитета и, конечно, правительства края. Результаты такого взаимодействия мы видим по всем направлениям развития отрасли сегодня.
В первую очередь хочется отметить поддержку губернатора Приморского края Олега Николаевича Кожемяко по всем направлениям, касающимся строительства в регионе.
В работе с общественностью и девелоперами ассоциации помогает глава администрации г. Владивостока Константин Владимирович Шестаков. Активное взаимодействие в поиске конструктивных решений идет с заместителем главы администрации Владивостока по земельным вопросам Алексеем Игоревичем Ляйфером.
Добавлю, что в этом году объемы строительства существенно выросли. В регион зашло множество девелоперских компаний, в том числе крупных, федеральных. Есть в нашем сегменте и случайные «застройщики», которые, не являясь специалистами, на волне тренда также пытаются освоить рынок, но здесь речь, скорее, о единичных случаях.
Что касается планов, то впереди у нас организация урбанистического форума, проведение ряда круглых столов на тему развития строительной отрасли. Одним словом, работы много.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех приморцев с наступающим Новым годом! В непростых условиях мы сохранили устойчивость экономики, сохранили трудовые коллективы и работоспособность наших производств. Каким будет 2022 год, во многом зависит от нас самих. Поэтому от всей души желаю жителям края здоровья, реализации личных и профессиональных планов, благополучия и семейного тепла. Спасибо всем, кто верит в будущее региона и готов вместе с нами способствовать его развитию и процветанию.