Войти в почту

Что делать собственникам 11 тысяч участков в Сочи, оказавшихся под арестом?

11 тысяч участков, 7 тысяч домов — и одно дело о мошенничестве. В Сочи суд наложил арест на тысячи участков, которые граничат с охраняемой зоной — национальным парком. Все из-за мошенничества, которое длилось последние 20 лет. Ущерб государству оценили в 1 млрд рублей. Пострадавшие собственники говорят, что все покупали законно, на руках — все документы.

Что делать собственникам 11 тысяч участков в Сочи, оказавшихся под арестом?
© BFM.RU

В Сочи на нелегальном положении оказались тысячи собственников участков. Следствие посчитало, что все сделки с землей, в границах и за пределами Сочинского национального парка, за последние 20 с лишним лет — были незаконны. Из-за неустановленных лиц, которые направляли для регистраций подложные документы. Все опрошенные Business FM пострадавшие собственники о том, что на их участки наложен арест, узнали из соцсетей, или от знакомых. В том числе, например, Олег:

«Близко даже нет национального парка от моего участка. Участок находится в населенном пункте, это Верхневеселое. Адлерский район. Построен дом, везде на все право собственности зарегистрировано. Это 20 соток, стоил он в районе 45 миллионов. Я купил его в августе. У меня свежие выписки, я все проверял. Сделка проходила в Росреестре. То есть, государственный орган проверял чистоту сделки. Если бы что-то было не так, она б просто не прошла».

Часть Сочинского парка остается особо охраняемой природной территорией, часть — этот статус потеряла четыре года назад, но осталась в федеральной собственности. Внутри парка ничего строить нельзя, но участки там продавались. Почему Росреестр и Росимущество это допускали — непонятно. Почему возникли претензии к участкам, которые к парку не относятся — в том числе различным СНТ — тоже неясно. Пострадавший собственник Дмитрий говорит, что его участок находится в нескольких метрах от границы охраняемой территории. В промежутке даже есть муниципальная земля:

«Участок я приобрел в 2017 году. Участок — 12 соток. Рядом с моим участком есть особо охраняемая территория. Межа полностью с нацпарком была в момент создания этого дела согласована. Это не СНТ, изначально участок выделялся как ОПХ и ИЖС. За четыре года построил дом — 155 квадратных метров. Поставил на кадастровый учет в этом году, весной. Я его купил за 2 миллиона рублей. Нас никто не уведомлял о том, что судебный иск имел место быть, и срок обжалования за это время уже прошел. Сейчас юрист будет через суд возобновлять сроки обжалования. Шансов практически нет. Ну на этот случай начинаю готовить садовый инструмент, вилы в порядок привожу».

Еще одна пострадавшая собственница участка, многодетная мать Анна тоже случайно узнала, что на ее участок наложено обременение на регистрацию:

«Я приобрела этот участок в мае этого года площадью 4,6 сотки. Частично собственные средства, частично кредитные. До меня было несколько собственников, участок был выделен еще в 90-е годы. Хотела строить дом, поскольку я многодетная мама, у нас большая семья. Есть кадастровый план по этому участку. В принципе, все документы законные. И вот жду, чтоб получить разрешение на строительство. Теперь я уже, конечно, сомневаюсь в том, что я его получу и вообще — останусь ли я с участком. Вчера ехала по городу, и вот у меня покатились слезы. Я реально ехала и плакала. От беззакония, уму непостижимо!»

Можно вспомнить много историй, когда собственники законно приобретали участки, а бизнес — легально арендовал площади. Но в какой-то момент государство вдруг находило нарушения, признавало все документы незаконными, и собиралось все сносить. Так, например в том же Сочи в этом году двое приставов пожаловали к собственнику -- уведомить о решении снести самострой. После перепалки хозяин застрелил обоих гостей. Или например недавняя истории ростовских рынков, когда с продавцами расторгли многолетнюю аренду из-за криминальной истории главы местного района. Или район Сергиевого Посада, где чиновники спустя 30 лет обнаружили, что находятся на месте города-памятника — Древнего Радонежа. А значит, все деревни и села стоят незаконно. Или «Ночь длинных ковшей» в Москве. Почему-то государство никогда не брало не брало себя ответственность и не признавало, что в свое время допустили ошибку именно чиновники, говорит старший партнер адвокатского бюро «Форвард Лигал» Алексей Карпенко:

Алексей Карпенко старший партнер адвокатского бюро «Форвард Лигал» «Люди уже там построились, некоторые многократно все это продали и вдруг государство, в кавычках, просыпается, приходит и говорит: «Все является незаконным». Подобный прецедент в свое время был создан московскими властями, вот, знаменитой «Ночи длинных ковшей». Государство, которое должно выступать гарантом законности оборота земли, выступает дестабилизирующей силой. Ты можешь купить землю и будешь сидеть, как на пороховой бочке. Должен ждать, когда государство придет и скажет: «Ой, вы знаете, тут сорок лет назад, оказывается, было то-то, то-то, поэтому давайте все обратно». Этого нет ни в одной цивилизованной стране. Это полный беспредел».

Юрист советует пострадавшим владельцам участков в Сочи подавать коллективные иски, собирать документы разных лет, где указано, что ведомства не находили нарушений, ссылаться в судах на так называемую «приобретательную давность» — когда в течении долгого срока лицо владеет недвижимостью открыто и добросовестно. И помнить про сроки исковой давности — предъявлять претензии 10-20 или 30-летней давности следствие не может, срок по таким делам — 3 года.

В Росимуществе сообщили, что приняли в работу ранее поданный запрос Business FM. В Росреестре ответили, что перенаправили запрос в Краснодарский край, там все еще готовят ответ.