Землям сельхозназначения хотят найти хозяев
За последние десять лет площадь сельхозземель в России сократилась на 17,6 миллиона гектаров. В мае кабмин утвердил госпрограмму вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения, цель которой — вернуть более 13 миллионов гектаров пашни. Сделать это можно будет по упрощённой схеме, в ряде случаев без участия владельца неиспользуемого надела. «Парламентская газета» разбиралась, как спасти землю от деградации.
Миллиарды — в землю
С 1990 года площадь земель сельхозназначения в России сократилась почти вдвое: из 638 миллионов гектаров, обрабатываемых в последний год существования Советского Союза, к 2020 году осталось 382 миллиона. Ни одна другая категория земель не была столь сильно урезана по площади за новейшую историю России. Сельхозугодий стало почти на 25 миллионов гектаров меньше, а площадь пашни сократилась за три десятилетия на 15,8 миллиона гектаров. Зато земель лесного фонда за тот же период стало на 231 миллион гектаров больше: значительная часть этих лесов растёт на бывших плодородных полях. Мировой рост цен на продовольствие обострил вопрос возвращения земель в сельхозоборот.
Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельхозназначения и развития мелиоративного комплекса будет действовать в России с 2022 по 2031 год. Как отметил глава кабмина Михаил Мишустин, она разработана по поручению президента, вопрос неоднократно поднимали депутаты и сенаторы.
Цели программы — вовлечение в оборот 13,2 миллиона гектаров неиспользуемых земель и сохранение в сельхозобороте мелиорированных почв на площади не менее 3,6 миллиона гектаров. В документе также сформулированы задачи по сбору информации об актуальном состоянии земель сельхозназначения.
«На первом этапе в течение ближайших пяти лет будет создана достоверная база данных. В ней появятся сведения о земельных участках в 83 регионах, которые предполагается вовлечь в оборот», — сказал на заседании Правительства 17 мая Михаил Мишустин.
Он отметил, что в Единой федеральной информсистеме о землях сельхозназначения (ЕФИС ЗСН) уже идёт сбор данных, включая сведения о составе почв, севообороте, мелиоративных системах и гидротехнических сооружениях. «По сути, создаём витрину для инвестора, удобную как для начинающего фермера, так и для крупного агрохолдинга, чтобы наш агропромышленный комплекс и дальше мог успешно развиваться», — добавил премьер.
К концу 2025 года власти планируют получить достоверные и актуальные сведения о качестве и количестве угодий, вовлекаемых в оборот, а к 2030 году — сведения обо всех землях сельскохозяйственного назначения страны.
Увеличить площадь пашни и не допустить сокращения уже вовлечённых в оборот земель призвана мелиорация. Будет произведено осушение участков, высаживание лесозащитных полос, борьба с эрозией и опустыниванием земель и целый комплекс других мер. В результате за десять лет планируется сохранить и обеспечить химическую мелиорацию почв на площади 1,3 миллиона гектаров.
Всего за десять лет на реализацию программы из федерального бюджета планируется направить более 530 миллиардов рублей. Средства пойдут на различные мероприятия, в том числе на агрохимические и эколого-токсикологические исследования, подготовку проектов межевания и кадастровые работы, реконструкцию мелиоративных и гидротехнических сооружений. «Рассчитываем, что все эти меры позволят решить вопрос с возвратом в оборот невостребованных земельных долей. В стране не должно быть заброшенных, ненужных участков, границы которых даже не определены», — добавил Михаил Мишустин.
В дополнение к утверждённому документу региональным властям рекомендовано принять акты, направленные на выполнение целей госпрограммы.
Бесхозяйные наделы хотят изъять
По данным Минсельхоза РФ, с 2010 по 2020 год в России произошло сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения с 400 миллионов до 382,4 миллиона гектаров, то есть на 17,6 миллиона гектаров, или на 4,6 процента. Площадь неиспользуемых сельхозземель в стране оценивается почти в 44 миллиона гектаров, из них почти половина — пашни.
Результаты анализа двустороннего процесса ввода и вывода пахотных земель говорят о том, что за прошлый год по сравнению с 2019 площадь пашни увеличилась на 736,6 тысячи гектаров. По состоянию на 1 января 2021 года, по данным субъектов Российской Федерации, из имеющихся земель сельскохозяйственного назначения неиспользуемыми остаются порядка 19,4 миллиона гектаров пашни, или 5,1 процента от общей площади сельхозземель страны.
Вернуть бесхозяйные земли в оборот сегодня не так просто, ведь у каждого из таких участков на бумаге есть владелец. Если он не желает появляться в суде, то разбирательства по изъятию земли могут длиться годами и часто кончаются ничем.
«Упрощение процедуры изъятия сельхозземель позволило бы муниципалитетам, а именно они являются выгодоприобретателями в случае изъятия, получать такие участки в ускоренном порядке», — рассказал «Парламентской газете» глава Комитета аграрным вопросам в Госдуме VII созыва Владимир Кашин.
Процедура изъятия используемых не по назначению сельхозземель в ближайшее время может стать проще — соответствующий законопроект сейчас проходит обсуждение на портале правовых актов. Нововведение в первую очередь коснётся тех участков, владельцы которых неизвестны или отказались от собственности. В этом случае суд сможет признавать такие участки бесхозяйной землёй и принять решение об изъятии в отсутствие владельца. Владимир Кашин считает это важным шагом, позволяющим ускорить вовлечение в оборот неиспользуемых гектаров пашни.
«Уже принят ряд законов, по которым нерадивым собственникам может грозить административный штраф, а затем и изъятие участков через суды», — напомнил парламентарий. По его мнению, подготавливаемый законопроект будет очень актуальным, поскольку сейчас отсутствует механизм возвращения земли в случае, если собственник отказался от надела или его не удаётся установить.
Кроме того, в концепции законопроекта предлагается считать выморочным имуществом земли, собственник которых умер, а наследники не объявились или отказались от претензий на участок. Упрощённый механизм смены собственника будет предусмотрен и в отношении колхозных долей, владельцы которых давно забыли о принадлежащей им собственности, то есть не востребовали надел в течение 25 лет.
Но важно, по мнению Владимира Кашина, не просто изъять землю, а чтобы она досталась настоящему хозяину. То есть тому, кто будет её использовать по назначению. Для этого нужен реестр добросовестных фермеров — таких знают в каждом регионе.
В поисках фермера
В основном успехи в деле возвращения в оборот заброшенных сельхозземель достигнуты в так называемом плодородном поясе — Краснодарском, Ставропольском краях и других южных регионах, констатировал член Экспертного совета аграрного комитета Совета Федерации, юрист по земельным вопросам Владимир Солдатенков. В этих субъектах, даже несмотря на то, что сельхозземли какое-то время не использовались, они всё же сохранились во вполне пригодном агрономическом состоянии и их можно ввести в оборот с минимумом затрат. Поэтому претендентов на такие участки, как правило, много. А вот в других регионах очереди из фермеров не наблюдается, отметил эксперт.
Это обстоятельство не радует и местные власти. Сенатор от Тверской области Андрей Епишин напомнил, что земельный налог — один из важнейших источников дохода муниципалитетов. Однако в случае изъятия земли у нерадивого собственника муниципалитеты часто сталкиваются с ситуацией, когда они теряют налоги, поскольку желающих купить такой участок с торгов просто не находится. Решению проблемы может помочь создание единого реестра земель сельскохозяйственного назначения — законопроект об этом уже внесён в Госдуму в середине августа. Отличие от ЕФИС ЗСН заключается в том, что в ней земли сельхозназначения отделены от лесного фонда, поселений и так далее, а реестр позволит получить полную картину.
В нём будет описано, в каком состоянии земли находятся, насколько плодородны, кто ими владеет и что там построено. По мнению главы Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексея Майорова, реестр поможет выявить, чем заняты земли, оценить, насколько эффективно их эксплуатируют и понять, что именно нужно сделать, чтобы наделы были востребованы и приносили их владельцам хороший урожай. Сенатор отметил, что эта работа стыкуется с госпрограммой вовлечения земель в сельскохозяйственный оборот. «Ведь прежде чем ввести в хозяйственный оборот простаивающие участки, нужно оценить их состояние», — считает Майоров.
Идею создания реестра сельхозземель поддерживает и его коллега по комитету сенатор Сергей Белоусов. «Подход к освоению заброшенных земель должен быть экономически грамотным. И начинать следует именно с инвентаризации», — считает он. По мнению члена Совета Федерации, это поможет определить, какие именно направления сельского хозяйства следует развивать на заброшенных землях, чтобы достичь быстрой окупаемости вложений. «В нашей стране и мире сейчас набирает популярность производство органических продуктов, — сказал «Парламентской газете» Белоусов. — Рентабельность такого производства и его экспортный потенциал при правильном подходе могут вырасти в разы. Этому способствует и законодательная база».
Сенатор напомнил, что в августе в Правительстве прошло совещание, на котором рассматривался вопрос о том, какой вклад в расширение производства органических продуктов питания могло бы внести освоение залежных земель. «Развитие органического производства могло бы обеспечить ввод в сельхозоборот до двух миллионов гектаров неиспользуемых земель», — заметил Сергей Белоусов.
Ещё один путь развития возвращаемых в оборот сельхозземель — использование их для агротуризма. С 2022 года вступит в силу закон, который вводит само понятие сельского туризма, а также устанавливает требования к качеству оказания услуг в этой сфере. В связи с этим до ноября ответственные ведомства должны подготовить все сопутствующие закону нормативные акты. Так, например, в Минсельхозе рассматривают возможность разрешить строительство на землях сельхозназначения, рассказала на совещании в Совете Федерации 12 июля замдиректора департамента развития сельских территорий Рената Бибарсова.
«В рамках развития сельского туризма обсуждается возможность предоставить крестьянско-фермерским хозяйствам право реализовывать свою продукцию в палатках и магазинах, которые сейчас запрещено возводить на землях сельхозназначения», — отметила представитель Минсельхоза.
Несмотря на то, что само понятие «сельский туризм» в России официально появится только со следующего года, уже сейчас им фактически занимаются в большинстве регионов. В стране работает около тысячи агротуристических ферм, гостей принимают порядка 3500 гостевых домов, рассказали представители Ростуризма. Эти цифры могут вырасти в разы, после того как начнёт действовать закон, направленный на развитие сельского туризма, считают эксперты. Если в эту сферу будут вовлечены сельхозземли, эффект будет ещё сильнее.