Войти в почту

В Госдуму внесли законопроект о приватизации участков у воды

Земельные участки близ воды разрешат приватизировать. Проект соответствующих поправок в Госдуму внес кабмин. Это инициатива Росреестра, о которой ведомство впервые заявило еще в марте.

В Госдуму внесли законопроект о приватизации участков у воды
© BFM.RU

Около воды, или, как говорится в официальных документах, «источников питьевого водоснабжения», есть несколько зон защиты — поясов. Первый пояс у рек, озер и притоков — это 100 метров от берега. Здесь строгий режим охраны: можно разместить насосную станцию и только. Второй пояс — это два километра от воды, и как раз охрану этой территории Росреестр предложил смягчить: земельные участки, которые здесь расположены, разрешить брать в собственность. По оценке ведомства, таких участков по всей стране около 1,5 млн, и желающие их забрать еще как найдутся, уверен руководитель департамента элитного жилья компании Еstate Алексей Сидоров:

Алексей Сидоров руководитель департамента элитного жилья компании Еstate «Речь не идет о первой линии. С точки зрения мечты людей жить у воды, наблюдая речную гладь, все равно вопрос не решает. Возможность легальным образом приобрести собственность привлечет широкий круг людей. Если мы за 100% возьмем сопоставимый участок на первой линии, ближе всех к воде, вторая линия дисконтируется при аренде на 70%, а при собственности дисконт будет меньше, думаю, в районе 50-60%. То есть выигрываем десятки процентов стоимости».

Как пояснили Business FM в ведомстве, запрет на приватизацию, который прописан в Земельном кодексе с 2007 года, по факту не действует. От загрязнений воды он не спасает, потому что спросить не с кого, все подобные участки сплошь арендуются. Вечный статус арендного участка не позволяет его купить, продать, наследовать, подарить и так далее. Поправками Росреестр хочет разрешить гражданский оборот «подвисших» в правовом смысле участков, то есть тех, которые построили к 2007 году, когда наступил запрет на приватизацию. Заодно будет кого привлечь к ответственности, отмечает юрист в сфере земли и недвижимости Юлия Бузанова:

Юлия Бузанова юрист в сфере земли и недвижимости «Когда у нас есть правообладатель, мы открываем запись в реестре, видим Маша Иванова или Петя Иванов, и дальше получить административный штраф за нарушение гораздо проще. Мне кажется, что это единственная возможная выгода для Росреестра. Эти земельные участки и так в частной собственности, просто эта собственность нигде не зарегистрирована, за нее никто не платит налоги, но все знаковые водоемы во втором поясе заняты, застроены и так далее. Они поняли, что варианта развития события два: все снести, а это судебные тяжбы, или ввести в земельные участки гражданский оборот, получать с них налоги и обязывать правообладателей совершать те или иные действия по сохранности».

Business FM спросила мнения о поправках Росреестра политика и общественного деятеля Олега Митволя. Будучи замглавой Росприроднадзора, он курировал снос поселков в природоохранных зонах. Случаи были широко известны: тогда частично снесли поселок Речник и деревню Пятница. По словам Олега Митволя, сейчас арендатор и так подписывает договор, где обязуется следить за порядком на участке, аргумент Росреестра о том, что «не с кого спросить» уже не так убедителен. К тому же, рычаги давления на арендатора у властей есть, он может потерять то же право на аренду, а собственника так просто лишить собственности нельзя. Поэтому в нынешних поправках ничего, кроме коммерческого интереса, искать не стоит, считает Олег Митволь:

Олег Митволь политик и общественный деятель «Я боюсь, что это инициируется Московской областью, где во второй зоне санитарной защиты у пяти водоемов очень большое количество желающих построить себе дома, дачи. В свое время первая и вторая зоны задумывались для того, чтобы обезопасить питьевые водозаборы от разных видов загрязнения, в том числе, например, бактериального, химического и так далее. Они должны быть, иначе мы столкнемся с варварской приватизацией. Но сейчас, видимо, идет логика максимальной возможности продать эти земли. К сожалению, как говорят в просторечии в России, бабло побеждает добро».

Впрочем, Росреестр, похоже, всерьез хочет все, что понастроено у воды за много лет, привести в состояние собственности. Добавят только обременение. Налоги собирать будет, конечно, не Росреестр, а власти регионов. Больше всего, по оценке экспертов, повезло Тверской и Смоленской областям, регионам Поволжья, где таких участков больше. И Подмосковью — у него второй пояс у воды — это треть территории. По оценке авторов поправок, приватизация участков будет приносить Московской области до 4,5 млрд рублей ежегодно.