Общественники Екатеринбурга призвали смягчить закон о памятниках
Региональные власти и застройщики должны иметь больше полномочий при операциях с объектами культурного наследия - для чего в "охранное" законодательство следует внести некоторые коррективы. Такое предложение прозвучало 13 сентября на заседании Общественной палаты Екатеринбурга, сообщает "Уралинформбюро". Соответствующую инициативу озвучил зампредседателя комиссии Палаты по строительству, развитию дорожной инфраструктуры, транспорта и коммуникаций, руководитель компании "УГМК-Застройщик" Евгений Мордовин. По его словам, ситуация с объектами культурного наследия в столице Урала вызывает тревогу и у горожан, и у бизнеса. Так, из 851 "реестровых" ОКН, расположенных в границах Екатеринбурга, 193 находятся в руинированном состоянии, не эксплуатируются либо вообще давно утрачены. Из всего числа памятников истории только 131 объект находится в частной собственности, остальные состоят на балансе Федерации, региональной власти либо муниципалитета. Частный бизнес не спешит брать старинные особняки "под крыло" - в том числе и потому, что закон 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не стимулирует предпринимателей к деятельности по сохранению ОКН. К примеру, налоговая нагрузка на собственников таких объектов в силу их "специфичности" гораздо выше, чем в случае с "обычными" зданиями. В итоге получается, что владение объектом культурного наследия становится очень дорогим, затраты на его содержание выше, чем по другим объектам. Если на один объект потратить 30 миллионов рублей, то затраты на восстановление всех объектов города оцениваются более чем в 25 миллиардов рублей!" - посетовал Мордовин. Еще одним препятствием при работе с памятниками, по его мнению, является слишком широкая защитная зона вокруг объектов, не имеющих официальных зон охраны. По закону она составляет от 100 (в городской черте) до 200 метров (за границами населенного пункта). В ее пределах нельзя строить и реконструировать капитальные объекты, прокладывать сети и строить дороги, не разработав предварительно проект охранных зон. Получается, что один объект блокирует для освоения территорию порядка 3 гектаров, а если сложить защитные зоны всех ОКН Екатеринбурга - свыше 2,6 тысяч гектаров, отметил руководитель "УГМК-Застройщик". А на разработку проектов охранных зон и сохранения ОКН, проведение историко-культурной экспертизы, археологические изыскания и общественные обсуждения может уйти от 3 до 5 лет и порядка 5 миллионов рублей. При этом рынок экспертов, которые могли бы помочь в этом деле, крайне закрыт и скуден - всего 600 фамилий на всю страну, включая 10 специалистов из Екатеринбурга. Отсутствие конкуренции приводит к монопольному завышению цен на услуги таких экспертов. В итоге мы получаем очень дорогие объекты, которые не окупаются, сложны в эксплуатации и по сути экономически не востребованы", - считает Евгений Мордовин. По мнению представителя строительного бизнеса, перечисленные ограничения в отношении объектов культурного наследия сегодня фактически блокируют развитие города, приводят к удручающему состоянию большинства ОКН и вызывают законное недовольство горожан, которое нередко используется для искусственного разжигания социальных конфликтов, особенно в предвыборный период. Для исправления ситуации Евгений Мордовин предложил выйти на областное Заксобрание и губернатора с рядом законодательных инициатив, касающихся изменения закона 73-ФЗ. В частности, следует отдать проведение экспертиз ГИКЭ негосударственным организациям, а для бизнесменов при операциях с объектами культурного наследия (покупка, продажа, эксплуатация с получением прибыли) установить "нулевую" ставку НДС. На уровне муниципальной власти следует принять программу приватизации ОКН с широкой линейкой стимулирующих мер, включая возможность покупки памятника "за рубль" и проведение земельных аукционов под жилищное строительство, условия которых будут включать в себя обязательства победителя восстановить памятник и приспособить его для современного использования. Кроме того, необходимо провести аудит утраченных и руинированных объектов с целью исключения их из охранного реестра. Принимать решение о судьбе памятника должна региональная власть. Сегодня все документы такого рода оформляются в Москве специальными постановлениями правительства, сообщил Мордовин. Многие "реестровые" памятники в реальности давно утрачены - как этот особняк "с элементами барокко" на улице Гоголя Инициатива предпринимателя вызвала неоднозначную реакцию у коллег по Общественной палата. Так, представитель общественной организации "Уральский хронотоп" Олег Букин выступил "категорически против" идеи передачи регионам полномочий по исключению памятников из охранного реестра. Он опасается, что при таком сценарии город может утратить большое количество памятников — приведя в пример скандальную ситуацию со зданием Уктусского аэровокзала. Однако членов Общественной палаты успокоил присутствовавший на заседании "строительный" вице-мэр Рустам Галямов. Речь не идет о том, что, если такие полномочия дадут, завтра условный Рябинин (руководитель Управления госохраны объектов культурного наследия по Свердловской области — Прим.ред.) или Галямов исключат все памятники из реестра и начнут их продавать или сносить, — пояснил чиновник. — Для примера: на углу улиц 8 Марта и Большакова стоит комплекс брусковых коттеджей. В реестре их числится четыре, а по факту осталось только три, один сгорел, но из реестра не удален. Соответственно, зоны охраны этого сгоревшего памятника распространяются на территорию, где он когда-то находился. Решать такие коллизии нужно оперативно, но исключает [объекты из реестра] у нас правительство РФ. Хотя бы спустите это на федеральный Минкульт!" Подержал инициативу Мордовина и председатель Общественной палаты Яков Силин. Он напомнил, что сегодня огромный объем площадей в городе не задействован для градостроительного развития, в результате районы с объектами старины становятся "менее привлекательными", а инвесторы отказываются вкладывать в эти районы деньги. Силин призвал собрать предложения от членов Палаты, общественных организаций, контрольных и надзорных органов, чтобы на их основе сформировать конкретный запрос для органов муниципальной и региональной власти — при этом "понимая и возможные последствия" таких законодательных инициатив.