Войти в почту

В истории с Уктусским аэровокзалом намечается громкий скандал

Вокруг здания Уктусского аэровокзала в Ботаническом микрорайоне Екатеринбурга назревает очередной громкий скандал. Как выяснили активисты группы "Реальная история", отрицательное заключение об исторической ценности объекта составил человек, не имевший на это полномочий, сообщает "Уралинформбюро".

В истории с Уктусским аэровокзалом намечается громкий скандал
© Уралинформбюро

Речь идет об экспертизе 2019 года, составленной от имени свердловского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) и подписанной зампредседателя президиума регионального филиала организации Юрием Курашовым. Последний не увидел в здании исторической и архитектурной ценности.

На основании экспертизы Свердловское управление госохраны объектов культурного наследия отказалось внести аэровокзал в охранный реестр, после чего над ним нависла угроза сноса ради строительства торгового центра "Золотой".

Фото: группа "Аэровокзал аэропорта Уктус" в Facebook

Однако в головном офисе ВООПИК усомнились в легитимности экспертизы. Как следует из письма руководства Общества на имя координатора "Реальной истории" Марины Сахаровой, опубликованного на странице группы в Facebook, выступать от имени регионального отделения ВООПИК без доверенности могут только председатель Людмила Михайлова и штатный зампредседателя совета - нынешний ректор УрГАХУ Александр Долгов.

Более того, уставом Общества должность заместителя председателя президиума отделения вообще не предусмотрена. Соответственно, документ за подписью Курашова не имеет юридический силы, подчеркивают в центральном офисе ВООПИК.

По мнению экспертов головной организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, здание Уктусского аэровокзала "несомненно обладает исторической, мемориальной, архитектурной и градостроительной ценностью", что дает основания для его включения в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Аналогичной позиции придерживаются и активисты "Реальной истории". По их мнению, аэровокзал уникален во всех смыслах, так как является единственным объектом такого рода в России, построенным до Великой Отечественной войны и сохранившимся до нашего времени в неизменном виде.

Градозащитники не раз пытались доказать свою правоту в суде, но безуспешно. Впрочем, "взять и снести" здание аэровокзала юридически не так-то просто: оно находится в федеральной собственности и закреплено на праве оперативного управления за Управлением Ространснадзора по УрФО, распоряжаться его судьбой может только Минтранс РФ.

Это обстоятельство выяснилось в ходе серии судебных тяжб между компанией "Инвестторгстрой" (связана с ООО "Гринвич", ключевым инвестором строительства ТЦ "Золотой") и уральскими управлениями Ространснадзора и Росавиации.

Так, по мнению художницы Алисы Степановой, может выглядеть здание аэровокзала "Уктус" после реставрации.

Здание Уктусского аэровокзала построено в 1937 году по индивидуальному проекту, объединившему стилистики конструктивизма и неоклассики. В течение нескольких десятилетий Уктусский аэропорт был ключевым пунктом на магистральном маршруте от Москвы до Иркутска, а также связывал Свердловск с отдаленными поселениями Северного Урала и Приполярья.

В конце ХХ века аэропорт Уктус перенесли на окраину Арамиля, а на месте летного поля был построен микрорайон Ботанический. В данный момент здание требует серьезной реставрации, после чего, по планам общественников, в нем может разместиться районный информационно-просветительский центр с библиотекой и музеем истории авиации.