В истории с Уктусским аэровокзалом намечается громкий скандал
Вокруг здания Уктусского аэровокзала в Ботаническом микрорайоне Екатеринбурга назревает очередной громкий скандал. Как выяснили активисты группы "Реальная история", отрицательное заключение об исторической ценности объекта составил человек, не имевший на это полномочий, сообщает "Уралинформбюро".
Речь идет об экспертизе 2019 года, составленной от имени свердловского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) и подписанной зампредседателя президиума регионального филиала организации Юрием Курашовым. Последний не увидел в здании исторической и архитектурной ценности.
На основании экспертизы Свердловское управление госохраны объектов культурного наследия отказалось внести аэровокзал в охранный реестр, после чего над ним нависла угроза сноса ради строительства торгового центра "Золотой".
Фото: группа "Аэровокзал аэропорта Уктус" в Facebook
Однако в головном офисе ВООПИК усомнились в легитимности экспертизы. Как следует из письма руководства Общества на имя координатора "Реальной истории" Марины Сахаровой, опубликованного на странице группы в Facebook, выступать от имени регионального отделения ВООПИК без доверенности могут только председатель Людмила Михайлова и штатный зампредседателя совета - нынешний ректор УрГАХУ Александр Долгов.
Более того, уставом Общества должность заместителя председателя президиума отделения вообще не предусмотрена. Соответственно, документ за подписью Курашова не имеет юридический силы, подчеркивают в центральном офисе ВООПИК.
По мнению экспертов головной организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, здание Уктусского аэровокзала "несомненно обладает исторической, мемориальной, архитектурной и градостроительной ценностью", что дает основания для его включения в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Аналогичной позиции придерживаются и активисты "Реальной истории". По их мнению, аэровокзал уникален во всех смыслах, так как является единственным объектом такого рода в России, построенным до Великой Отечественной войны и сохранившимся до нашего времени в неизменном виде.
Градозащитники не раз пытались доказать свою правоту в суде, но безуспешно. Впрочем, "взять и снести" здание аэровокзала юридически не так-то просто: оно находится в федеральной собственности и закреплено на праве оперативного управления за Управлением Ространснадзора по УрФО, распоряжаться его судьбой может только Минтранс РФ.
Это обстоятельство выяснилось в ходе серии судебных тяжб между компанией "Инвестторгстрой" (связана с ООО "Гринвич", ключевым инвестором строительства ТЦ "Золотой") и уральскими управлениями Ространснадзора и Росавиации.
Так, по мнению художницы Алисы Степановой, может выглядеть здание аэровокзала "Уктус" после реставрации.
Здание Уктусского аэровокзала построено в 1937 году по индивидуальному проекту, объединившему стилистики конструктивизма и неоклассики. В течение нескольких десятилетий Уктусский аэропорт был ключевым пунктом на магистральном маршруте от Москвы до Иркутска, а также связывал Свердловск с отдаленными поселениями Северного Урала и Приполярья.
В конце ХХ века аэропорт Уктус перенесли на окраину Арамиля, а на месте летного поля был построен микрорайон Ботанический. В данный момент здание требует серьезной реставрации, после чего, по планам общественников, в нем может разместиться районный информационно-просветительский центр с библиотекой и музеем истории авиации.