Войти в почту

Два вопроса для прокурора

Прежде чем начать новую тему, познакомим вас с заявлением на имя Генерального прокурора Российской Федерации с просьбой обратить внимание на неправомерные действия ФГУП «Почта России» и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. На прошедшей неделе в Омске с рабочим визитом после прямой линии президента побывал заместитель Генерального прокурора РФ Дмитрий Демешин. Естественно, такой хороший шанс передать заявление на самый верх я упустить не мог. Читатели «Вашего ОРЕОЛА» - вторые после прокурора, кто может ознакомиться с этим заявлением.

Два вопроса для прокурора
© Новый Омск

1. Кассовые чеки, с которыми невозможно что-либо доказать в суде

В соответствии с требованиями ст. 155 ЖК РФ (ч. 1 и 2) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платёжных документов, предоставляемых поставщиками соответствующих услуг.

В реальной жизни оплату производят в основном четырьмя путями:

непосредственно в кассе предприятия (там не нужно платить за банковские услуги 3-5 процентов, потому многие пенсионеры едут туда и стоят в очереди);

молодёжь платит через банкоматы и Сбербанк-онлайн;

через отделения Сбербанка в областном центре и Россельхозбанка по селу, и в разы меньше - через другие банки;

через отделения ФГУП «Почта России».

Не знаю, как в Москве, но в Омской и Новосибирской областях абсолютное большинство пенсионеров ходит на почту, так как она всюду близко к месту жительства, а в сёлах отделения Сбербанка заменили банкоматами, и теперь там, кроме почты, идти платить некуда. А государство в лице ФГУП «Почта России» пенсионеров обидело.

Как Вы понимаете, документом об оплате жилищных и коммунальных услуг служит кассовый чек, который потребитель должен предъявить в случае любой конфликтной ситуации, в том числе и в суде. И всё было хорошо: и банки, и почта выдавали людям чеки с ясным оттиском текста синего цвета, суд их принимал как доказательства.

Однако около шести лет назад по указанию бывшего директора ФГУП «Почта России» Дмитрия Страшнова (которого выгнали после требования Генпрокуратуры возвратить незаконную премию 95 миллионов рублей) во всех регионах стали заменять аппаратно-программный комплекс по приёму платежей на новый.

Сами работники узлов связи возмущались тем, что прежний комплекс был понятен, надёжен и работал исправно. Нам, потребителям-то, вообще дела нет, но произошло следующее.

Новый кассовый аппарат ФГУП «Почта России» стал выдавать чеки на фотобумаге, которые выгорают за полгода максимум. А согласно требованиям статей 195, 196, 200 ГК РФ общий срок исковой давности - три года. Иными словами, теперь люди не могут ничего доказать в суде, так как не имеют платёжных чеков. Ссылка оппонентов, что жильцы могут добыть дубликат чека из компьютера почтовой службы, несерьёзна. Откуда человек помнит, какого числа он платил год назад? Уже это было и ничего никому не нашли (сказали как в насмешку: укажите дату оплаты или номер платёжной операции).

Получилось, что, заплатив деньги, мы ничем не можем подтвердить свою плату, и уже несколько судов вынесли решения людям платить второй раз.

Поскольку разрешили прежним аппаратам дорабатывать ресурс, сначала очередь выстраивалась к тому окошку, где оставался ещё старый аппарат, но постепенно они все вышли из строя и заменены новыми. Теперь потребители оказались вообще во власти поставщиков услуг и их компьютеров, а другие, как я, просто перешли платить в банк, где всё осталось по-прежнему.

Как я понимаю, кто-то захотел получить денег, так и заменили работающий программно-аппаратный комплекс, а пострадали потребители. Почему во всех банках дают чеки на нормальной бумаге и с ясным синим оттиском, и только в подразделениях ФГУП «Почта России» такое безобразие?

2. Принудительное авансирование поставщиков тепловой энергии при наличии приборов учёта

С 2001 года в многоквартирных домах началась установка общедомовых приборов учёта тепловой энергии. До 2009 года это было добровольно, потом принудительно в соответствии с Законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении» (экономия была в 20-33 процента против норматива).

Поставщики тепла вели расчёт по фактическим помесячным показаниям прибора учёта, то есть пять месяцев жильцы платили только за горячую воду. Было выгодно устанавливать прибор учёта даже за свои средства и платить за тепловую энергию по факту потребления.

В соответствии с Правилами коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя (постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034) учёт производится следующим образом:

«111. Количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учёта потребителя за расчётный период».

В свою очередь, в силу требований ч. 1 ст. 155, ч. 2 ст. 157 ЖК РФ и п. 37 Правил № 354, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, расчётный период для оплаты жилищных и коммунальных услуг равен календарному месяцу.

Однако в последние годы именно и только в отношении оплаты тепловой энергии данный порядок оказался нарушенным со стороны самого государства.

Дело в том, что постановлением Правительства РФ в Правила № 354 внесли изменения о том, что оплата коммунальной услуги по отоплению теперь может осуществляться одним из двух способов: либо в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года. При первом способе потребители оплачивают отопление только в зимний период по прибору учёта (при его наличии), при втором - зимние платежи равными частями оплачиваются потребителями каждый месяц в течение года.

Причём решение об этом принимают почему-то не собственники помещений, которых это касается, а губернатор региона. Соответственно, поскольку поставщикам тепла по объективным причинам невыгодно получать оплату сезонно (в этом случае как раз летом, когда идёт ремонт и закупка топлива, не будет денег), в абсолютном большинстве субъектов Федерации принята оплата круглогодично.

Прежние губернаторы Омской области Л. К. Полежаев и В. И. Назаров просто решали с руководством АО «ТГК-11» о том, что при наличии протокола общего собрания собственников помещений продолжать расчёт по факту показаний общедомового прибора учёта. Однако с 2018 года с приходом

нового губернатора последний заниматься этим вопросом отказался, и мы стали ежегодно переплачивать за тепловую энергию, что сразу сделало невыгодной установку приборов учёта. Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении» в Омской области не выполняется, даже ранее установленные приборы потребители стали выводить из строя. Напротив, в Самарской области и ряде других субъектов Федерации продолжает действовать порядок расчёта по решению общего собрания, что наиболее справедливо и логично с точки зрения системного толкования норм Гражданского и Жилищного кодексов РФ.

Поясняю для понимания, что объективно расчёт по 1/12 прошлого года невыгоден для потребителя по четырём основным причинам:

- в период с мая по сентябрь потребитель авансирует поставщика услуг в условиях инфляции;

- проверка правильности расчёта затруднена или вовсе невозможна, так как это можно сделать только в январе будущего года, и нужно иметь помесячные расчёты за все 12 месяцев (а если человек, например, въехал в дом в марте - у него вообще нет этих данных, так как они в январской квитанции);

- поскольку перерасчёт делается в январе следующего года, при выезде человека или его смерти в течение года он дарит деньги поставщику тепла;

- если поставщик тепла обанкротится, что уже не раз имело место в районах области, перерасчёта просто не будет.

Кроме того, при расчёте по 1/12 есть принципиальный спорный момент, за который насмерть стоит АО «ТГК»: при неработоспособности прибора учёта больше месяца (что происходит часто по причине перебоев в электроснабжении и зимних морозов) перерасчёт за год не проводится вообще, чего не может быть изначально при расчёте по факту.

13 марта 2017 года на рабочем совещании в Минстрое России омский опыт расчёта по факту показаний приборов учёта отопления одобрен заместителем министра ЖКХ России Андреем Чибисом, который обещал внести изменения в Правила № 354 - разрешить расчёт по факту по решению собрания. Но не сделал этого и уехал губернатором в Мурманскую область.

Объяснить людям, законопослушно купившим прибор учёта на дом, что его показания теперь фактически не учитываются и летом они платят за несуществующее отопление, просто невозможно, особенно когда хозяин соседнего дома, отапливаемого газом или электроэнергией, платит по прибору учёта и только в отопительный сезон, так как данная, мягко сказать, своеобразная форма расчёта по среднегодовому применяется только в отношении тепловой энергии».

С уважением, А. В. Лихачёв, председатель Омского областного Общества потребителей в сфере ЖКК 21 июля 2021 года