Войти в почту

Водители рассказали, как они "разбогатели" на фоне роста доходов "Яндекс.Такси"

Выручка агрегатора "Яндекс.Такси" (он же сервис Yandex Go, принадлежит одноименному российскому IT-гиганту) во II квартале 2021 года увеличилась более чем вдвое по отношению к аналогичному периоду прошлого года – до 15,4 млрд рублей. Валовая стоимость заказов в тот же период возросла на 164%, до 134,9 млрд рублей, сообщила корпорация в квартальной отчетности. За полугодие рост выручки агрегатора составил внушительные 78% (до 31 млрд рублей), валовая стоимость заказов возросла при этом на 89% (до 251 млрд рублей). При этом рост доходов ощутили и водители такси, работающие с сервисом, уверяют в "Яндексе". "В первом квартале текущего года водители-партнеры заработали в общей сложности 104 млрд рублей, что равно трети их общего заработка за 2020 год, - сообщили "Газете.Ru" в пресс-службе "Яндекс.Go" (также включает сервисы доставки и каршеринга), – В 2020 году водители-партнеры сервиса заработали на заказах 300 млрд рублей против 260 млрд в 2019-м". Данных о доходах именно водителей за второй квартал в "Яндекс Go" не раскрыли, как и информацию о среднем чеке за поездку, однако отметили, что "стоимость поездки рассчитывается сложным алгоритмом с учетом множества факторов. Среди них, например, такие как время в пути и баланс спроса и предложения". Между тем, по данным Департамента транспорта Москвы, в I квартале 2021 года одна поездка по городу на такси обходилась пассажиру в среднем в 448 руб. против 434 руб. годом ранее. На фоне продолжающейся пандемии спрос на такси повысился, а количество машин на линии уменьшилось, отмечают представители отрасли. Дефицит машин привел к более частому включению повышенных тарифов в агрегаторах. "Сейчас, количество водителей сократилось и тарифы подросли – за счет этого водители стали больше зарабатывать. Люди стали больше ездить на такси, потому что многие боятся ездить в общественном транспорте", - объяснил "Газете.Ru" председатель Московского профсоюза таксистов Николай Кодолов. Кроме того, взрывной рост показателей агрегаторов вызван эффектом низкой базы – в первой половине 2020 года в стране действовали строгие ограничения на передвижение, напомнил он. По словам представителя отрасли, на фоне роста активности пассажиров и дефицита такси доходы водителей в 2021 году существенно выросли. "Если в 2019 году средний заработок таксиста за смену в 10-12 часов составлял после вычета комиссии где-то 7 тыс. рублей, то сейчас 10-11 тыс. рублей", - уточнил Кодолов. Показатели 2020 года брать за точку отсчета сложно из-за полугода жестких ограничений, отметил он. Ощутимого роста комиссии агрегаторов на автомобили массового сегмента в последнее время не происходило, отмечает глава профсоюза – за исключением повышения комиссии "Яндекса" на тариф Ultima (машины представительского класса – "Газета.Ru"), которое произошло в конце 2019 года. Эффективная комиссия сервиса сохранялась на уровне 9-10% (этот показатель не менялся) и сервис возвращает значительную часть своей комиссии водителям в виде вознаграждений, возражают в "Яндекс.Go". Впрочем, рядовые водители такси говорят, что работы в 2021 году стало значительно больше, но оценивают свои доходы гораздо скромнее. Один из шоферов агрегатора, работающий на автомобиле класса "Комфорт", (Skoda Octavia, Hyundai Elantra и подобные), рассказал "Газете.Ru", что за смену в настоящее время удается заработать "чистыми" не более 3 тыс. рублей. "Мне на руки получается 2,5-3 тыс. рублей за 10-12 часов работы. За аренду машины в смену нужно отдать 2,5 тыс. рублей, еще 1,5 тысячи уходит на топливо, если машина работает на газу. На бензине – 2 тысячи, – перечислил водитель. - Комиссия агрегатора за машину "Комфорт" получается 22-23%". Дополнительную часть расходов составляют штрафы, которых иногда набирается до 2,5 тыс. рублей в месяц, однако здесь все зависит от стиля вождения. "Я стараюсь ездить аккуратно, скорость не превышать, и уже два месяца не получал штрафов. Но на дорогах встречаются места, где ограничение скорости в 70 км/ч вдруг внезапно превращается в 60, и вот там можно попасть", - объясняет он. Работа агрегаторов сделала услугу доступной для широких слоев граждан, однако для регулирования рынка такси и поддержания условий работы отрасли необходим продуманный и универсальный закон, учитывающий интересы бизнеса, государства и граждан, уверен депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. Нынешнее законодательство в этой области устарело, отмечает депутат, и местные власти часто берут инициативу на себя, чрезмерно усиливая контроль. "Пока не будет качественного закона, лучше оставить рынок как есть – он сам себя отрегулирует. Либо надо принимать такой закон, который распределит полномочия, установит контроль – в том числе и в вопросе страховки пассажиров", - подчеркнул в беседе с "Газетой.Ru" Лысаков. Важным обстоятельством Лысаков считает необходимость страховать ущерб пассажирам такси в случае ДТП, однако если цена на эту услугу будет невысокой. Некоторые агрегаторы уже сейчас предлагают доплатить к стоимости заказа 1 рубль и получить гарантию компенсации в 2 млн рублей, если пассажир пострадает в ДТП, отмечает депутат. "Все эти вопросы необходимо прописывать законодательно", - подытожил Лысаков.

Водители рассказали, как они "разбогатели" на фоне роста доходов "Яндекс.Такси"
© Газета.Ru