Войти в почту

Из защитников страны - в бездомных скитальцев

Служебное жилье им приказано освободить, а в социальной выплате на приобретение квартиры, положенной по закону за выслугу лет, отказано. Куда идти бездомному офицеру?

Из защитников страны - в бездомных скитальцев
© Мир новостей

СЛУЖЕБНЫЕ УГЛЫ

«Есть такая профессия - Родину защищать», - говорил герой известного фильма «Офицеры». Вот и Алексей Метелкин четверть века назад, в 90-е, поступил и окончил военное училище в Тольятти по зову сердца (он военный инженер-строитель). Его отец тоже был военным - династия.

На последнем курсе Алексей женился на Ирине. Уехали по распределению в Забайкалье, родился сын. Ну а дальше - военные гарнизоны, тайга… Мало общего с нарисованной в мечтах юношеской романтикой. Но такова военная служба.

В 2004-м главу семьи уже в звании майора переводят в Подмосковье. Еще через пять лет воинскую часть расформировывают. Алексей уволился по завершении срока контракта - вышел служить в структуру МВД в Москве. Жилье дали служебное. По закону за выслугу лет положена единовременная социальная выплата (ЕСВ) на покупку или строительство собственных квадратных метров. Метелкины встают в очередь на получение ЕСВ.

- Несколько месяцев собирали документы. Важно было подтвердить, что никакого иного жилья ни у меня, ни у жены, ни у сына нет, - подчеркивает мужчина.

А какое «иное жилье»? До поступления в военное училище Алексей жил с родителями в небольшом Камышине Волгоградской области. А после распределения были служебные общежития и углы в гарнизонах. Правда, в самом начале 90-х в Камышине родители Метелкина приватизировали свою квартирку на троих, включив в приватизацию и несовершеннолетнего на тот момент Алексея. Казалось бы, какое это имеет значение - та квартира родительская!

«НЕМЕРЕННО УХУДШИЛ…»

В 2017-м Метелкин по совету коллег через суд опротестовал свое участие в приватизации камышинской родительской жилплощади. Есть решение суда в его пользу, а также комиссии от 2018-го по месту работы в ГУВД, что в очереди на ЕСВ Метелкины стоят всем семейством - Алексей, Ирина и их сын. К 2020 году подходит долгожданная очередь. С замиранием сердца ждут. Но тут приходит бумага: Метелкиных, всех троих, из очереди… выбрасывают. За что?! А за ту самую приватизацию в Камышине, в которой как бы поучаствовал Алексей (по факту нет - за несовершеннолетнего решение принимали и документы оформляли родители).

- А как же решение суда от 2017 года, признавшего меня правым? Решение комиссии от 2018-го?! В конце концов, если вы считаете, что я «намеренно ухудшил свои жилищные условия ради получения выплаты» (так написано в бумаге), при чем здесь жена и сын? Или мы должны втроем ехать жить в Камышин в квартиру к моей маме (папа умер)? - не понимает Алексей.

Пришлось обращаться в суд. Метелкины уверены в своей правоте. На самом деле, разве может офицер с выслугой почти 25 лет остаться без жилья? Есть закон о статусе военнослужащего в армии, в полиции - закон о полиции, социальные гарантии...

И ведь на предварительном заседании судья Тверского суда в Москве (по месту нахождения ответчика - ГУВД), со слов Алексея, выслушав его объяснения, сказал, что лишение семьи ЕСВ - беспредел. Но на основном заседании этот же судья внезапно принимает противоположное решение. В выплате Метелкиным отказано!

И из служебного жилья уже приказано съезжать… Куда? «Жить под мост», - чуть не плачут Алексей и Ирина. С сыном и всем нажитым за 25 лет имуществом - кастрюлями да подушками?

- Сейчас вовсю агитируют молодежь: мол, добро пожаловать служить в армию, в полицию - настоящие мужские профессии. Сын наш тоже собирается служить… Получил паспорт в 14 лет. На странице «место жительства» - пустота. У ребенка паспорт без места жительства! Сердце кровью обливается. Военным и полицейским обещают социальные гарантии. А по факту? - растерян и обескуражен майор Метелкин.

«НЕСПРАВЕДЛИВЫ. НЕКОРРЕКТНЫ. НЕЗАКОННЫ»

Юлия Вербицкая-Линник, руководитель коллегии адвокатов «Вербицкая и партнеры», кандидат юридических наук:

- Одна из главных гарантий государства военно­служащим и сотрудникам правоохранительных органов - обеспечение жильем. Сравнительно небольшой размер заработной платы компенсируется возможностью получить разовую выплату или жилое помещение при соответствующей выслуге лет. Это справедливо и мотивирует молодых людей служить своему Отечеству, как говорили во времена СССР. Однако в данной ситуации мы видим, что вместо соцгарантий и награды за годы службы семья офицера получает... билет на улицу?

Выплаты нет, жилье - служебное. Куда должны отправиться Алексей и его супруга, разделившая с мужем все тяготы службы и гарнизонной жизни? На улицу? Абсолютно нет. Подобные действия в своей совокупности по отношению к добропорядочной семье несправедливы, некорректны и незаконны.

Начнем с того, что в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации не подлежат выселению из служебных жилых помещений без предоставления иного благоустроенного жилого помещения граждане, которые трудились в организации, на предприятии и в учреждении более десяти лет (непрерывного стажа).

Таким образом, первый шаг в рекомендуемой линии юридической защиты - обращение в ведомство с соответствующим заявлением: «Просим сохранить квартиру до получения единовременной выплаты (субсидии) в соответствии с законом, так как не имеем другого жилья».

Второй шаг - это обжалование судебного акта в апелляционном и при необходимости в кассационном порядке. Я убеждена, что тщательно проработанная позиция защиты может помочь в разрешении данной ситуации.

Третий (не менее важный) шаг: необходимо донести до руководства ГУВД несомненную ошибочность ситуации. Много лет назад была совершена сделка приватизации, не подписанная Алексеем Метелкиным. В соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий. То есть даже без обращения Алексея в суд приватизация не существовала для закона, так как была подписана не им (а его родителями), и никоим образом не могла влиять на ухудшение или улучшение жилищных условий его собственной семьи с супругой и сыном. Возможно, юридическая служба ГУВД, специализирующаяся на уголовном законодательстве, неправильно применила нормы права. Наша задача как адвокатов - исправить данное недоразумение.

Несмотря на то что Алексей обратился к нам, проиграв суд первой инстанции, мы намерены и полны решимости обжаловать данное решение и помочь офицеру.

«МН» будет следить за судебной историей Алексея Метелкина.

Виктория Катаева,

Светлана Колганова.

Фото из архива А. Метелкина.