В перечень закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций» вошла телемедицина
Онлайн-конференция прошла на площадке «Яндекса» при участии министра экономического развития Максима Решетникова и компаний МЕДСИ, МТС, Яндекс. Свой опыт применения инновационных решений в телемедицине в совместном проекте представили компании МЕДСИ и МТС.
Закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций» обсуждался уже давно, однако только 2 июля 2021 года он был подписан президентом РФ. Закон позволяет ограниченному числу компаний на определенных территориях применять соответствующие технологии в тестовом варианте. Действуют экспериментальные правовые режимы (ЭПР) в течение трех лет. Если по истечении этого срока будет установлено, что инновация хорошо себя показала, то Правительство сможет закрепить ее использование по всей стране на законодательном уровне.
На данный момент в качестве эксперимента выбрано пять ЭПР: искусственный интеллект; грузовые перевозки с использованием большегрузных дронов; оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий; аналитика «больших» медицинских и экономических данных.
Одной из наиболее важных тем в рамках ЭПР являются телемедицинские технологии, которые позволят повысить доступность медицинских услуг, в особенности для жителей отдаленных территорий. Но пока они доступны лишь в частном секторе здравоохранения, и пациенты сами решают, хотят ли они получить такую услугу или им привычнее и удобнее прийти на очный прием к врачу. Про развитие телемедицины рассказал Александр Пилипчук, член Правления, директор по цифровой трансформации ГК «МЕДСИ».
МЕДСИ совместно с МТС разработали и внедрили цифровой сервис SmartMed. Приложением уже пользуется более 800 тыс. человек, за 2020 год было проведено более 35 тыс. телемедицинских консультаций. Сегодня через это приложение можно получить консультацию у специалистов 25 направлений. «Каждая отрасль идет в сторону удовлетворения потребностей потребителя. А потребитель — у нас это пациент — хочет получать помощь тогда, когда ему удобно, и тем способом, которым ему удобно. Телемедицина — то направление, которое эту потребность способно удовлетворить», — добавил Александр Пилипчук.
Он также отметил, что до 20% объема услуг первичной медицинской помощи может быть переведено в телемедицинский формат без ущерба здоровью и жизни граждан, что позволит на 12% снизить стоимость медицинского обслуживания по сравнению с традиционным подходом. Это, с одной стороны, разгрузит первичное поликлиническое звено, а с другой - сделает помощь пациентам более доступной.
Как ранее уже сообщали представители МЕДСИ, именно в 2020 году, в период пандемии, был отмечен стремительный рост спроса на телемедицинские консультации — на 300%, увеличилось число установок телемедицинского приложения SmartMed, а доля записей на прием в клиники через SmartMed достигает 35–40% от общего объема.
«Экспериментальный правовой режим направлен на то, чтобы расширить возможности телемедицинских услуг, в том числе, благодаря программе будет возможно поставить диагноз, назначить или скорректировать ранее назначенное лечение не только тем врачом, который принял пациента, но и другим специалистом. У нас появились новые способы идентификации больного. Закон также позволяет врачу оказывать консультационные услуги как из собственного кабинета в поликлинике, так и из любой другой геопозиции», — рассказал Руслан Ибрагимов, вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти и связям с общественностью ПАО «МТС».
Реализация телемедицинского проекта будет осуществляться на коммерческой основе, без участия бюджетных средств. К проекту также присоединились «Сбер» и ВЭБ.РФ. Благодаря телемедицине пациенты смогут вовремя получить консультацию врача и начать лечение, тогда как сейчас многие вынуждены тратить время на то, чтобы добраться до поликлиники в областной центр. В результате от первых симптомов до постановки диагноза проходят месяцы, что может быть критично для некоторых заболеваний.
Министр экономического развития России Максим Решетников рассказал о созданных механизмах экспериментальных правовых режимов (ЭПР), о важности государственно-частного партнёрства (ГЧП) и инициатив со стороны бизнеса при формировании предложений для регуляторов и законотворцев, отметив, что создание так называемых «песочниц» для тестирования инноваций позволит России добиться значительного роста в технологической сфере. «Выбранные на сегодня в качестве экспериментальных технологии готовы к тиражированию. Но мы должны решить все конкретные вопросы: как будет обеспечиваться безопасность, как будет оцениваться качество услуг, как будет происходить сертификация», — добавил он.
Заместитель министра экономического развития РФ Владислав Федулов также подчеркнул, что в первую очередь важно убедиться в безопасности инноваций. В случае же успешного тестирования проектов откроются новые возможности для развития и коммерциализации современных технологий.