Войти в почту

Юрист оценила первый в России случай изъятия единственного жилья у банкрота

Адвокат Московской областной коллегии адвокатов, специализирующийся на жилищном праве, Наталья Григорьева оценила первый в России случай изъятия единственного жилья у обанкротившегося гражданина. В беседе с «Лентой.ру» она заявила, что это хороший прецедент и выразила надежду на дальнейшее применение такой практики.

Юрист оценила первый в России случай изъятия единственного жилья у банкрота
© Lenta.ru

«Несмотря на то что мне этого человека по человечески жалко, с юридической точки зрения это правильное решение. Ведь нужно правильно оценивать свои возможности при подаче заявки на кредит и ее реализации, так? Такая практика я надеюсь будет дальше применяться. Если она будет набирать обороты, расценивайте это как мое субъективное мнение, процент долгов по кредитам и по жилищно-коммунальным услугам значительно снизится. И в других странах такая практика достаточно распространена. Я считаю, это хороший прецедент», — отметила Григорьева.

По ее словам, если человеку предоставили жилье и «в итоге он не остался бомжом, то все сложилось очень удачно». Адвокат отметила, что она поддерживает эту практику, однако уточнила, что необходимо с каждый подобным случаем разбираться отдельно, чтобы исключить процессуальные ошибки и ненадлежащим образом вынесенные судебные решения.

«В целом если эта практика пойдет дальше, то люди будут понимать, что если они не платят по кредитам, если они не платят за жилищно-коммунальные услуги у них есть реальная возможность лишиться комфортного жилья, в котором они проживают. Потому что, к сожалению, практика такова, что многие считают, что они могут не платить, для них это нормально. То есть человек берет кредит, например, и понимает, что платить он за него не будет. Речь идет не о социально-ущемленных гражданах, которые еле сводят концы с концами. Все-таки человека лишили не однокомнатной квартиры в Бутово, а пятикомнатной в Екатеринбурге, это не пенсионер или инвалид, с которыми как-то несправедливо обошлись», — подчеркнула юристка.

Она рассказала, что в России чаще всего встречаются два вида неплательщиков по кредитам и жилищно-коммунальным платежам. Это, по ее словам, либо очень обеспеченные люди, «которые считают что с них ничего не возьмешь, потому что все на родственников записано», либо люди, оказавшиеся в трудной финансовой ситуации.

«Если люди будут знать, что у них могут быть определенные последствия, если они не смогут погасить кредит или они не будут платить какие-то обязательные платежи, то это их подстегнет быть более финансово ответственными и действовать более продуманно», — резюмировала адвокат.

По словам Григорьевой, общественность не готова пока к таким судебным решениям. Люди, по ее словам, расценивают жилье как неприкосновенную собственность, а выплату долгов не считают своей обязанностью.

«Когда мы пытаемся взыскать задолженность, например, за жилищно-коммунальные услуги с людей, у которых единственное жилье, у нас начинается буча, когда общественное мнение поднимается и говорит: "Ну как же так можно изымать последнее?" Но ее не изымают, а реализовывают более дорогостоящую квартиру с перемещением человека в менее комфортное жилье и при том вот эта разница идет на погашение долгов. Я хочу уточнить, человека не выселяют, а перемещают в менее комфортное жилье, из четырехкомнатной в однокомнатную квартиру, например», — рассказала юристка.

Ранее аналитики сервиса FreshStart предсказали, что в 2021 году число граждан-банкротов достигнет 178,5 тысячи человек. По информации издания «Известия», Россию накроет волна банкротств. Показатели нынешнего года могут превысить в 1,5 раза прошлогодние. «С каждым годом число россиян, получивших через суд статус банкрота, стабильно увеличивается не менее чем на 50 процентов от уровня предыдущего года», — свидетельствуют данные аналитиков.