Почему в России так сильно дорожают стройматериалы?
Еще один вопрос, который интересует многих россиян: почему так сильно дорожают стройматериалы? Цены на металл и дерево с начала года выросли в два, а в некоторых регионах и в три раза. Правительство вводит экспортные пошлины. А необработанный лес вовсе запретят вывозить из страны. Подробности узнавала специальный корреспондент «МИР 24» Анна Деркач.
Семейное гнездо Юрий Лебедев не может достроить уже три года, несмотря на то, что сам строитель по профессии. Изначально заложил на материалы 400 тысяч рублей. Но за последний год смета выросла в полтора раза.
«Экономили даже на фундаменте. Вместо ленточного фундамента сделали столбчатый фундамент. Доску на кровлю использовали не первый сорт, как планировали, а второй сорт», – посетовал владелец дома Юрий Иванов.
Теперь семья экономит практически на всем. Стройка съела даже деньги, отложенные на отдых.
Деревянные стройматериалы за год, действительно, подорожали вдвое. Это данные Росстата. Прошлым летом один кубометр обрезной доски стоил в среднем 11 – 13 тысяч рублей. Сейчас – 22 – 26 тысяч. Скачки цен эксперты связывают с ростом цен на мировом рынке из-за коронакризиса и бумом индивидуального жилищного строительства. Девять миллионов 300 тысяч квадратных метров за год – абсолютный российский максимум.
Самоизоляцию и удаленку россияне провели с пользой. Раз уж нельзя на моря, все равно сидишь дома, так почему бы не заняться благоустройством? Так цены на «все для ремонта» сначала подтолкнул небывалый спрос, а потом и дефицит на эти самые отделочные материалы.
Дефицит древесины в самой «лесной» стране мира не шутка. Об этом уже давно говорят промышленники. В Иркутской области очереди на деревянные срубы выстроились на год вперед. В одном из самых богатых лесом регионов строить не из чего.
«У нас есть заказчики, готовые заказать дом. Допустим, 30-32 диаметры. У нас этих объемов просто нет. Мы вынуждены людям отказывать. Они будут ждать следующий сезон», – отметил директор деревообрабатывающего предприятия Дмитрий Алексеев.
К августу компания Дмитрия останется без дела. Материал для срубов почти закончился. В этом году лесозаготовщики поставили только 60% необходимого объема. Остальной вырубленный лес ушел на экспорт.
«Все уходит в Китай», – сказал директор.
В Китае заводы по обработке древесины стоят прямо вдоль российской границы. Там из так называемого кругляка делают стройматериалы, а потом отправляют их обратно. Путешествие русского леса в конечном итоге оплачивают россияне.
«Если посмотреть 20 лет назад, Китай был очень выгодным местом для размещения производства. Потому что там были низкие зарплаты. В последние 10 лет ситуация в принципе меняется. Там нет такой рентабельности как в 2000-х», – объяснил гендиректор Lesprom Network Алексей Богатырев.
Россия – крупнейший экспортер древесины в мире (15% от мирового рынка). Ежегодно страна отправляет за рубеж десятую долю заготовленного леса – это 20 млн кубических метров. Правда, большая ее часть – 80% – это необработанные бревна. А вот готовой продукции лишь 20%. Перейти от сырьевой модели к технологической – задача, которую ставит президент.
«Совершенно очевидно, что когда мы вывозим сырье, то вся добавленная стоимость остается в странах-переработчиках. А у нас остаются только экологические последствия. Мы хотим, чтобы глубокая переработка древесины развивалась и у нас. А это значит и рабочие места, и налоги, это развитие производства», – отметил руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Советников.
Для этого с 1 июля экспорт леса обложат 10% пошлиной, а с января полностью запретят. При этом Россия не потеряет основных зарубежных покупателей.
«Они просто переключатся на пиломатериалы. Российские компании могут в следующем году предлагать Китаю пиломатериалы по любой цене, и они по любой цене будут покупать. Потому что им нужно продолжать строительство», – добавил Алексей Богатырев.
Запрет экспорта необработанных бревен должен положить конец и нелегальной вырубке. В России в первом полугодии незаконно срубили полмиллиона кубометров древесины на сумму почти в четыре миллиарда рублей. Выслеживать черных лесорубов лесничим помогают космические технологии. На снимках видны любые изменения в лесном покрове.
Пилотный проект запустили в Иркутской области. На этот регион приходится до 40% незаконной добычи древесины. В 2019 году нелегальные вырубки там даже пытались прикрыть лесными пожарами. Уголовное дело возбудили против главы Минлеса Приангарья. Сергей Шеверда до сих пор в СИЗО.
Движение лесного сырья с 2015 года контролирует ЕГАИС – Единая государственная автоматизированная информационная система. Туда заносят все сделки по древесине. Чтобы проследить всю цепочку от делянки до конечного потребителя, к ней собираются подключить электронную систему таможенной службы.
«Чтобы по каждой партии коллеги из таможни видели легальная эта партия или нелегальная. А мы в свою очередь нашу систему дотягиваем до каждой делянки», – сказал руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Советников.
Россия не первая в Евразийском экономическом союзе запрещает экспорт леса. В Беларуси с 2018 года вывозить можно лишь излишки кругляка, и то по особому указу президента. Внутренние цены на ресурсы просто необходимо сдерживать, так как от них зависит выполнение важных интеграционных проектов в рамках ЕАЭС. Потому вслед за древесиной Россия вводит экспортную пошлину на металл.
«Наша экономика не готова к такому лавинообразному, шоковому переносу мировых цен на внутренний рынок. Рост внутренних цен по отдельным позициям металлов составляет от 60% до 100%. И под давлением такого роста внутренних цен начинают рваться хозяйственные связи», – объяснил первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов.
Металл будут облагать пошлиной только при вывозе за пределы Евразийского экономического союза. Внутри пятерки тарифы останутся прежними. Экспортные надбавки должны принести в российский бюджет до 165 миллиардов рублей. Ими покроют удорожание строительства значимых для страны социальных объектов.