Генплан должен стать народным
Проект генплана Курска сейчас, пожалуй, самый обсуждаемый документ – о нём пишут в газетах, говорят по телевидению, в магазинах, во дворах и на кухнях. А в минувший вторник своё мнение по этому поводу высказали архитекторы и эксперты. Больше двух часов в креативном пространстве «Веранда» они обсуждали нюансы генерального плана развития города. Зелёную зону не тронут По словам председателя городского комитета архитектуры и градостроительства Ирины Аникеевой, генплан – это стратегия на перспективу. В основу генплана Курска легли в том числе проекты из программы подготовки к 1000-летию города «Курск-2032», а также концепция развития города, учитывающая строительство малоэтажных и среднеэтажных зданий. По расчётам «Гипрогора», разработавшего документ, в 2040 году, когда генплан будет реализован, на каждого жителя Курска должно приходиться 39 квадратных метров жилья. Для этого необходимо построить новые дома. Например, в районе КЗТЗ. Это предложение разработчиков вызвало бурное обсуждение. Проектом была пре-дусмотрена среднеэтажная жилая застройка на месте СНТ и многоэтажная – в так называемой зелёной зоне за улицей Конорева. – Так как предложение разработчика получило отрицательную оценку жителей, решение по застройке СНТ и лесного участка за улицей Конорева отменено, – подчеркнула Аникеева. Что касается застройки Цыганского бугра и улицы Стрелецкой – эксперты назвали её «нецелесообразной», а жители единогласно выступили против. Все инициативы и предложения горожан будут учтены. Основная идея слушаний: генплан должен стать не только профессиональным, но и народным документом. Проект предусматривает разделение города на 8 районов. Разработчики проанализировали существующую инфраструктуру, рассчитали количество населения в каждом из них. В итоге они предложили предусмотреть наиболее интенсивную застройку в микрорайоне Северный и в Сеймском округе в районе улицы Энгельса. Кроме жилых домов, предполагается строительство 84 новых детсадов и 36 образовательных учреждений, реконструкция пяти существующих школ. Генпланом – по бездорожью – Развитие территорий начинается с каркаса дорожно-уличной сети, на который нанизывается всё остальное, – считает председатель областного комитета архитектуры и градостроительства Сергей Чернов. По его словам, к обеспечению транспортной доступности отдельных районов нужно отнестись внимательно, чтобы не возникло ситуации, как с улицей ВЧК, жители которой жалуются на обилие автомобилей, приезжающих на Боевку. Или как с проспектом Дериглазова, который появился не по генплану, а по инициативе застройщика, и теперь на подъездах к нему постоянно возникают автомобильные пробки. – Генплан должен предполагать изменения. Другой вопрос – когда мы будем их реализовывать: через два года или через двадцать лет, – говорит Чернов. На его взгляд, представленному генплану не хватает детальной разработки: что предусмотрено на ближайшее время, а что на предстоящие десятилетия. А член Союза архитекторов России Сергей Писарев уверен, что город – это в первую очередь улично-дорожная сеть. По его словам, в Курске её нет. Имеется только одна нитка – центральная улица Ленина. Новый генплан должен улучшить ситуацию. Например, по новым магистралям расстояние между двумя самыми отдалёнными районами города – Волокно и АПЗ – можно преодолеть за 15-20 минут. Всего предусмотрено развитие дорог шести магистральных направлений: – От площади Добролюбова через Верхнюю Луговую, Казацкую и Понизовку с выходом на дорогу «Крым 2» и на проспект Дериглазова. – От улицы Бойцов 9-й дивизии к улице Ватутина (с виадуком через реку Кур). – Продолжение улицы Плевицкой до ПЛК и Магистральной. – От улиц Гудкова через Фестивальную к автодороге Курск – Искра. – Дублёр улицы Дубровинского от улицы Перекальского до дороги Курск – Поныри. – От улицы ВЧК через 2-ю Новосёловку, Пост Кривец, Полевую, Кутузова до улицы Энгельса и к продолжению проспекта Плевицкой. – Есть спорные моменты, которые требуют обсуждения, – признаёт Писарев. – Без хирургического вмешательства не обойтись. Одним из таких моментов стала дорога от проспекта Плевицкой до микрорайона Волокно – согласно проекту генплана она должна пройти через лес на КЗТЗ. Точнее, через просеку и старую железную дорогу. По расчётам разработчиков, автомагистраль позволила бы значительно разгрузить дорожную сеть и снять проблему пробок. Мнения курян на этот счёт разделились – есть как сторонники, так и противники строительства магистрали. Архитектор Людмила Птицына считает, что эта дорога Курску нужна и здесь можно найти компромиссные решения. – Транспортная система для города – то же самое, что кровеносная система для человеческого организма, – говорит Птицына. – «Гипрогор» предложил много интересных магистралей, которые дублируют центральные артерии города. Кстати, обеспеченность курян зелёными насаждениями сегодня составляет всего 4,2 кв. м на человека, тогда как норматив предусматривает 16 кв. м. Поэтому, что бы ни говорили критики о «массовых вырубках», генплан, наоборот, пре-дусматривает расширение площади зелёных насаждений. Особенно – в спальных районах. Например, планируется высадить деревья на 9 гектарах в районе проспекта Энтузиастов и на 27 гектарах в урочище Лог-3. Рай для пешеходов и велосипедистов Новый генплан предлагает сделать улицу Почтовую пешеходной, на участке от Семёновской до Радищева. Там может разместиться арт-пространство – курский Арбат. Второй большой пешеходный участок – улица Луначарского. Также место для пеших прогулок может появиться в районе улицы Дзержинского. Пешеходная зона начнётся на улице Гайдара и протянется до Кривецкой, где расположится Деревня ремёсел. Не забыты и велосипедисты. Для них на первом этапе предложено обустроить 25 км велодорожек. И это только начало создания масштабной велосипедной инфраструктуры. Когда проект будет полностью реализован, велодорожки протянутся на 130 км. Не бить по рукам, а помочь С таким предложением обратился к собравшимся член курского отделения Союза архитекторов России Олег Заутренников. По его мнению, разработчики генплана неплохо справились со своей задачей. – Ни один из местных архитекторов не сможет спроектировать город, – сказал он. – Поэтому этим занимается специализированная организация, которая имеет соответствующий опыт. А мы, курские специалисты, видим какие-то местные особенности и должны внести свои предложения, чтобы в итоге получился грамотный, удобный для местных жителей генплан. В предложенном проекте много рационального, впервые предусматривается транспортная инфраструктура. Не надо бить разработчиков по рукам, давайте просто поможем им. В чём может заключаться реальная помощь? Конечно же, в конструктивных предложениях как специалистов, так и самих курян. К слову, на площадке комитета архитектуры 10 июня стартует серия встреч с жителями города, где они смогут получить ответы на интересующие их вопросы и внести свои замечания в проект генплана. Также предложения вплоть до 30 июня можно направить через специальный раздел на сайте администрации города Курска. Вся информация будет напрямую поступать в городской комитет архитектуры и градостроительства, специалисты которого направят её разработчикам проекта. Некоторые предложения озвучили и сами авторы, и эксперты. Победитель конкурса «Курск-2032» Михаил Заутренников предложил развивать строительство жилья на неиспользуемых сейчас зонах промышленных предприятий. Общественник Олег Погожих внёс предложение о создании Парка тысячелетия города в Знаменской роще. По его словам, там находится 82 гектара реликтовых деревьев, «которые брошены» – нужно обсудить этот вопрос с епархией и сделать парк доступным для всех. До 30 июня предложения по генплану можно направить по следующему адресу: http://www.kurskadmin.ru/genplan Татьяна ЛАСТОЧКИНА