Компания предоставляет клиентам и дистрибьютерам премии: что с налогом на прибыль и НДС

В силу пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ во внереализационных тратах можно учитывать премии и скидки, предоставленные покупателю, выполнившему спецусловия в части объема покупок. В целях учета такие траты должны соответствовать общим требованиям, предъявляемым к расходам ст. 252 НК РФ, – быть обоснованы, подтверждены документами, осуществлены в целях бизнес – деятельности. Поэтому затраты, понесенные в связи с предоставлением премий, в расходы включаются при соответствии названным условиям. В отношении премий дистрибьютерам сообщается, что согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ НДС облагаются операции по продаже на территории РФ товаров (услуг и работ). При этом база по НДС увеличивается на суммы полученных за реализованную продукцию финпомощи, на пополнение фондов спецназначения, в счет увеличения доходов по-другому связанных с проданной продукцией (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Если деньги с оплатой подлежащей обложению НДС продукцией не связаны, то в базу по этому налогу они не включаются. Квалифицировать премии, как деньги связанные или не связанные с оплатой проданных товаров, необходимо в каждом конкретном случае в зависимости от условий договора. Разъяснения дала ФНС РФ в письме от 14.05.2021 № 03-03-06/1/36841.