Войти в почту

В Волгоградской области у семьи фермера под шумок «отрезали» 80 га земли

История началась в 2013 году во Фроловском районе, и есть основания полагать, что за земельным спором могла скрываться грубая ошибка должностных лиц или кем-то затеянная афера. Справедливости пытается добиться 69-летняя пенсионерка, которая с мужем вела фермерское хозяйство. Но однажды супруг узнал, что часть его земли оказалась «отрезана».

«Все изменилось в один день…»

69-летняя жительница райцентра Фроловского района Волгоградской области Ольга Александровна Кочетова сжимает в руках фото мужа, умершего в 2016 году. Вместе супруги были 46 лет. Женщина потеряла мужа после начала «земельной битвы», в которую оказалась втянута семья.

– Мой супруг больше 20 лет работал фермером, и еще в 1991 году решением городского совета народных депутатов Фролово нам в пожизненное пользование выделили 278 га земли на территории Дудаченского сельского поселения, – показывает документ Ольга Александровна. – Все было хорошо, мы работали, возделывали землю, косили сено, пасли скот, выращивали то пшеницу, то подсолнечник, брали технику в аренду, были участки под пастбища. Земля нас кормила.

Но все изменилось в 2016 году. По словам Ольги Александровны, проблемы начались тогда, когда ее супруг решил установить границы своего земельного участка.

– Хотя можно было бы этого и не делать, ведь государственный акт, выданный нам в 1991 году, имеет силу как документ правоустанавливающий, первоначальный, – продолжает фроловчанка. – Но так как все соседи-«смежники» границы определили, то и муж решил это сделать. Но в процессе общения с кадастровым инженером выяснилось – около 80 га у нас вырезано, земля для пастбищ куда-то исчезла. Нам рекомендовали обратиться в суд.

«Угрожали землю совсем отобрать…»

Вот уже пять лет длится эта практически детективная история о том, как у супругов-фермеров под шумок могли отрезать землю в чьих-то чужих интересах.

По словам Ольги Александровны, ее супруг узнал, что спорный участок якобы отошел другому местному фермеру – Николаю Буланкину – вроде бы он стал новым арендатором пастбищ.

– Как рассказывал мне муж, ему в местной администрации сказали – мол, сами узнавайте у этого фермера, как и что случилось, – вздыхает пенсионерка. – И муж, насколько я знаю, ездил к этому человеку. Тот вроде как стал говорить, что якобы пока нас никто не прогоняет с земли и не запрещает, как раньше, пасти скот, косить на зиму. Но муж понял так, что если мы будем проявлять активность, то эту землю у нас могут совсем отобрать.

Пожилая женщина рассказывает, что для ее супруга это было как гром среди ясного неба, ведь он был уверен, что вся земля, указанная в документах, его. А тут выяснилось, что большой участок пастбища семье уже не принадлежит.

– Для мужа это было шоком, он никак не мог понять, как случилась такая несправедливость, почему не получается ничего доказать… Он очень переживал, пытался что-то сделать, нервничал сильно, – вздыхает супруга. – Узнали мы, что лишились участка в октябре 2016 года, а в декабре того же года супруг слег и умер… Он очень переживал из-за происходящего. А я осталась одна…

Суды

После смерти мужа через полгода Ольга Александровна вступила в наследство. И проблема спорного участка тоже перешла к ней. Она решила, что будет бороться за справедливость.

– Я пошла к кадастровому инженеру, он отправил меня в местную администрацию, оттуда меня послали снова к инженеру, сказав, что, мол, лучше мирно с фермером решить этот вопрос, – рассказывает пенсионерка. – Я поняла, что таким путем справедливости не добьюсь. И подала иск в суд.

Во время разбирательства всплыли интересные подробности – оказалось, что каким-то странным образом 80 га земли Кочетовых в 2013 году были сданы в аренду.

– В суде, действительно, фигурировала фамилия Буланкина, как я поняла, вроде бы он, получив этот участок, сразу же передал его то ли нефтяникам, то ли еще кому-то, но уже совсем за другие деньги, – рассказывает Ольга Александровна. – Но как такое могло произойти? Ведь я точно знаю, что на кадастровый учет наша земля была поставлена в 2005 году! Как об этом участке могли не знать в местной администрации? Как могли отдать эти 80 га кому-то еще?

Судя по всему, то ли произошла ошибка, то ли кто-то провернул какую-то аферу с землей. Только вот Ольга Александровна, пытаясь доказать это в местном суде и отстоять свое право собственности, не смогла ничего добиться. Ей отказали в проведении экспертизы. Но женщина руки не опустила.

– Я точно знаю, что мой муж меня бы поддержал, он часто мне снится, и все родственники тоже меня поддерживают, – говорит она.

Ольга Кочетова подала апелляцию в Волгоградский областной суд.

– Была проведена экспертиза, наш иск был полностью удовлетворен, я плакала от счастья, пошла на могилу супруга, все ему рассказала, что хоть и было сложно, но мы выиграли, – вспоминает женщина. – Я поверила, что есть справедливость на свете…

Уголовное дело

Но остался без ответа вопрос – а почему это произошло? Как часть земли Кочетовых могла оказаться в чужих руках?

– Выяснением основной причины, кто же все-таки виноват в том, что земля была незаконно отнята, а человек, владевший ею больше четверти века, умер, так и не сумев добиться правды, гражданские суды не занимаются, это уже компетенция правоохранительных органов, – поясняет юрист Андрей Константинов.

Поэтому Ольга Александровна обратилась к следователям с заявлением о привлечении виновных к ответственности.

– Сначала вроде как даже дело было возбуждено, и меня вызывали на допрос, но потом все затихло, и дело прекратили, – говорит пенсионерка. – Я обжаловала это решение, обратилась в прокуратуру, а следователям предоставила копию заключения судебного эксперта, ведь на основании этого документа и было вынесено решение в мою пользу.

По словам Ольги Александровны, ей разъяснили, что дело было прекращено законно, так как она сразу не представила заключение.

– Но, поскольку теперь документ у следователей есть, его оценка, как мне объяснили, будет дана ими уже в ходе новой проверки, – говорит пенсионерка.

Правда, пока о результатах – ни слуху ни духу. То ли другой работы у местных следователей много, то ли есть какие-то иные причины.

Ошибка или ...?

А вот что удалось установить юристам Кочетовой. В местной администрации, по их словам, был экземпляр государственного акта 1991 года, приложением к которому являлся чертеж земельного владения Кочетова, где подробно указаны как смежные землепользователи, так и рельефные особенности участка: пруд, овраг, охранные зоны ЛЭП, подъездная дорога.

В 2004 году была проведена инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения, и на карте Дудаченского сельского поселения были указаны границы и площадь участка Кочетова, причем отдельно определена площадь пастбища и площадь пашни.

– Именно пастбище и было в итоге оформлено в аренду Буланкиным с правом дальнейшей субаренды, – предполагают юристы. – И вполне возможно, что сделано это было вовсе не по ошибке.

«Хочу попасть на прием к областному прокурору»

Установить истинную причину произошедшего, разобраться в том, кто и почему оказался причастен к этой истории и кто должен понести ответственность, могут, видимо, только правоохранительные органы.

Если, конечно, история не будет «замята» на местном уровне. К сожалению, такие опасения, как мы поняли, у Ольги Кочетовой есть.

– Я готова предоставить все имеющиеся у меня документы, чтобы провести объективное разбирательство, и для этого хотела бы записаться на личный прием к главе областного надзорного ведомства Денису Костенко, изложить ему все свои аргументы, – говорит Ольга Александровна Кочетова. – Я слышала, что новый прокурор очень внимательно относится к обращениям граждан, помогает отстаивать людям их права. И я бы хотела, чтобы он взял на контроль нашу ситуацию, чтобы установить все обстоятельства того, как за спиной законного владельца земля могла быть передана другому лицу.

Как нам стало известно, эта «земельная битва» еще не закончена. Вторая сторона будет оспаривать решение областного суда. А известий от правоохранительных органов так до сих пор и нет. Поэтому точку в истории ставить рано.

– В память о моем муже я хочу довести это дело до конца, – тихо, но твердо говорит Ольга Кочетова, которая так до сих пор и не смирилась с потерей супруга. – У меня перед глазами картина, как утром муж подходил к окну и ждал, когда прилетят две белых голубки. Теперь я также утром жду их, это как весточка от него… Мне тяжело без него, он был добрым, порядочным, справедливым…

«Будет проведена проверка»

– Прокуратурой Волгоградской области в рамках надзорной деятельности 11 мая отменено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, материалы направлены для организации дополнительной проверки, – прокомментировала Оксана Черединина, старший помощник прокурора Волгоградской области по взаимодействию со СМИ. – По мере вынесения процессуального решения его законность будет также проверена прокуратурой.

«Это были «белые пятна»

– Я работаю на земле более 20 лет, выращиваю культуры зерновые, технические, в общей сложности у меня 12 тыс. га земли, 1,5 тыс. голов КРС, 30 единиц техники, неужели я бы не уступил 80 га фермеру, если бы он обратился ко мне, доказав, что землей по закону пользуется он, – говорит Николай Буланкин. – Но муж Ольги Александровны не приходил ко мне, я его не знаю лично. А произошло все по закону с моей стороны: пишется заявление, кадастровый инженер находит так называемые «белые пятна» – участки земли, которые никому не принадлежат, было найдено шесть таких, в том числе один в Дудаченском сельском поселении. Если бы в тот момент Кочетов ко мне обратился, спора бы не было. Но он не обратился, и я взял участок в аренду на пять лет. В 2019 году появляется Ольга Александровна Кочетова с иском, городской суд Фролово не удовлетворяет его, она подает апелляцию, и там я проигрываю. Буду обращаться в кассационную инстанцию, и, если необходимо, в Верховный суд. А по поводу уголовного дела – меня вызывали на допрос, рассказал то же самое, дело было прекращено. Я считаю, претензии должны быть к администрации района, может, там со сменой специалистов была утеряна документация, я не знаю.

«Будем оспаривать»

– Буланкин Николай Михайлович в 2013 году, прочитав объявление в газете, что предоставляется в аренду на конкурсной основе земельный участок, подал заявку и в результате конкурсных процедур получил участок в аренду, – говорит Армен Гюрджян, представляющий интересы Николая Буланкина. – У него земля в аренде, у Кочетовой – на праве пожизненного наследуемого владения, но опять же все земли изначально принадлежат государству. Распоряжается от имени государства землями администрация Фроловского муниципального района. Перед тем как сдать участок в аренду Николаю Буланкину, администрация утвердила границы, второй орган – кадастровая палата – тоже провела проверку и не нашла нарушений, участку присвоили кадастровый номер. Мы будем оспаривать вынесенное судебное решение.

P. S. Редакция считает, что в действиях должностных лиц, причастных к оформлению прав собственности и аренды земель на территории Фроловского района, могли быть признаки правонарушений. Поэтому мы просим прокуратуру Волгоградской области провести проверку по фактам, изложенным в этом материале.