Дмитрий Вязов: «Успех реформы ценообразования зависит от вовлеченности регионов»
В ходе рабочей встречи по вопросам ценообразования с представителями стройкомплекса и администрации Самарской области начальник Самарского филиала Главгосэкспертизы России Дмитрий Вязов подчеркнул, что для эффективного решения вопросов, связанных с управлением стоимостью строительства, необходим постоянный мониторинг изменений законодательства и активный диалог экспертов с органами исполнительной власти субъектов РФ.
«Нормативных нововведений в части ценообразования очень много, в том числе произошли изменения в работе ФГИС ЦС, в части порядка определения начальной (максимальной) цены контракта и формирования сметы контракта. Изменились и подходы к приемке выполненных подрядчиками работ. Встречи с представителями региональной власти позволяют участникам строительно-инвестиционного процесса выработать общие подходы и сценарии взаимодействия, наладить столь необходимый сегодня диалог», - отметил Дмитрий Вязов.
Говоря о наиболее важных изменениях законодательства в области ценообразования, завкафедрой стоимостного инжиниринга и технической экспертизы зданий и сооружений Самарского государственного технического университета, директор Самарского центра по ценообразованию в строительстве Ольга Дидковская заметила, что в настоящее время технический заказчик не до конца готов к современным требованиям к определению сметной стоимости строительства.
«В части совершенствования порядка определения сметной стоимости строительства перед Минстроем стоит задача обеспечить бесшовное ценообразование, чтобы каждый этап жизненного цикла объекта по стоимостным показателям перетекал в другой, образуя замкнутую систему, где инвестиционная стоимость на завершающей стадии практически идентична начальной - в том же уровне цен и с теми же технологиями, и эти данные можно использовать на этапе объектов-аналогов. Разрабатываемые в последние годы нормативно-правовые акты направлены на то, чтобы эта система начала функционировать», - объяснила Ольга Дидковская.
Спикер подчеркнула, что вопросы, связанные с определением сметной стоимости строительства, возникают уже на стадии инвестиционного замысла, когда нужно обосновать объем необходимых капвложений. Именно на этом этапе за последние годы появились укрупненные показатели нормативов цены строительства (НЦС), которые наравне с объектами-аналогами дают возможность обосновать предполагаемую предельную стоимость на предпроектной стадии. В части определения сметной стоимости этапа архитектурно-строительного проектирования представлены новые методики, расширены нормативы, требования к подготовке сметных расчетов, меняются цены строительных ресурсов и единичные расценки. Наиболее радикальные изменения произошли с контрактной стоимостью строительства, в соответствии с которыми сметная и контрактная стоимости – совершенно разные ценовые показатели.
В ходе своего доклада Ольга Дидковская подробно разобрала порядок определения начальной максимальной цены контракта, начальной цены единицы работы, методики составления сметы контракта, порядок составления проекта сметы контракта на выполнение подрядных работ. Также она обозначила требования по включению в задание на проектирование необходимых условий и степени детализации объекта капитального строительства, ожидаемой от технического заказчика в задании для проектирования и подготовки раздела по смете. «Мы выступаем за то, чтобы начальную максимальную цену контракта и индекс прогнозной инфляции рассчитывали, когда уже есть график производства строительно-монтажных работ. В таком случае гораздо проще перейти от НЦК на проектно-сметный контракт», - добавила Ольга Дидковская.
Заместитель начальника отдела методологии развития информационных систем в ценообразовании и разработки индексов Управления мониторинга цен строительных ресурсов и методологии развития информационных систем в ценообразовании Главгосэкспертизы России Нафис Гимаев рассказал, что в скором времени во ФГИС ЦС добавят альтернативные средства защиты информации в соответствии с запросом производителей строительных ресурсов. «В результате проведенного развития ФГИС ЦС запущен процесс сбора данных от оптовых поставщиков строительных ресурсов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, госкомпаний, обеспечена возможность использования результатов собственного мониторинга ресурсов Главгосэкспертизы России. Также изменены подходы к агрегации и расчету сметных цен, расчету индексов изменения сметной стоимости. ФГИС ЦС интегрирована дополнительно с информационными системами Минпромторга, Минтранса и ФНС России. В системе реализовано размещение расширенной информации и карты складов юридических лиц, внедряются альтернативные средства защиты, например, в ближайшее время планируется обеспечение возможности использования дополнительного средства защиты информации КриптоПро, которое так ожидали наши пользователи», - сообщил Нафис Гимаев.
Начальник центра мониторинга Самарского филиала Главгосэкспертизы России Светлана Кузнецова добавила, что во ФГИС ЦС, в федеральном реестре сметных нормативов и на сайте Минстроя России публикуются индексы изменения стоимости строительства, расчет которых производят центры. Самарская область стала вторым субъектом в Приволжском федеральном округе, заявившем о необходимости пересчета индексов расчетным методом, в настоящее время ожидается обращение региона на расчет индексов на II квартал 2021 года.
«Хочется отметить, что все региональные центры мониторинга принимают активное участие в реализации Плана мероприятий по совершенствованию системы ценообразования в строительной отрасли, утвержденного вице-премьером Маратом Хуснуллиным, в том числе способствуют наполнению базы ФГИС ЦС ценовыми предложениями. С 1 марта 2021 года в системе доступны личные кабинеты для поставщиков для предоставления данных о стоимости строительных ресурсов в автоматизированном режиме, в разрезе всех ценовых зон на территории Российской Федерации. Наполнение ФГИС ЦС достоверными данными позволит поставщикам наравне с производителями строительной продукции участвовать в формировании сметных цен строительных ресурсов, применяемых при определении сметной стоимости строительства за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в конкретных регионах, а также в целом по стране», - отметила Светлана Кузнецова.
В рабочей встрече приняли участие представители Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства и Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, Государственной инспекции финансового контроля Самарской области и региональной Счетной палаты, ГКУ «Управление капитального строительства», Департамента градостроительства городского округа Самара, ГУП СО институт «ТеррНИИгражданпроект», МКУ «Управление заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства» м.р. Сергиевский и других организаций.