BIM-технологии: покадровый просмотр

На одной из конференций, посвященных цифровой трансформации, директор по информационным технологиям «Дом.РФ» Михаил Громов рассказывал о том, что такое цифровая трансформация с точки зрения госкомпании. «Прежде всего мы отличаем цифровую трансформацию и оптимизацию. Цифровая трансформация — это изменение модели бизнеса с использованием новейших технологий и создание новых клиентских путей, значительно повышающих ценность предложения», — отметил Михаил Громов, предложив разделить процесс цифровизации на три уровня.

BIM-технологии: покадровый просмотр
© BFM.RU

Первый — цифровизация централизованных функций. Яркий пример — использование BIM-технологии, позволяющей проводить информационное моделирование зданий на всех стадиях жизненного цикла — от инженерных изысканий до капитального строительства. Второй уровень предполагает создание новых сервисов, которые позволят сформировать индивидуальный цифровой подход к каждому клиенту с учетом его потребностей и в итоге сократить число и сроки рутинных процедур. На третьем уровне предполагается создание экосистемы в недвижимости, которая объединит и сделает предельно удобными различные пользовательские сервисы: от покупки и аренды жилья до получения ипотеки. Идеальной реализацией этого процесса станет полный отказ от посещения клиентом каких-либо организаций и совершение всех действий через интернет в удаленном формате.

Обо всех трех уровнях игроки рынка недвижимости сегодня говорят часто и подолгу, и не только говорят. Из последних новостей: проектная компания Genpro представила профессиональному сообществу свой новый продукт в области генеративного дизайна — Mastermind. Искусственный интеллект помогает архитекторам и девелоперам сделать посадку зданий, рассчитать основные характеристики технико-экономических показателей, а также генерирует трехмерную BIM-модель с выходными данными ТЭПов.

Для дизайнерского дома Eleven, который строит холдинг «РСТИ», на базе IT-платформы dRofus разрабатывается эксплуатационная цифровая модель. Партнером в ее создании стала компания «АТП ТЛП архитекторы и инженеры», российское подразделение австрийского холдинга ATP Planungs- und Beteiligungs AG, крупнейшей европейской организации в области BIM.

Судя по выступлению заместителя директора по разработке продукта ГК «А101» Павла Брызгалова на IPquorum 2021: tech for content, в компании уже начинают думать о следующим после BIM этапе цифровизации строительства — параметрическом проектировании: компьютерные алгоритмы на основании введенных параметров территории, видов недвижимости, квартирографии и иных данных смогут самостоятельно составлять проект всего района. Однако это станет возможным лишь после того, как отрасль наработает значительный массив универсальных проектных и технологических решений, узлов и блоков зданий и так далее.

Впрочем, параметрия пока только в планах, а в центре внимания, конечно, предыдущая ступень — BIM, поскольку тут недалек переход от разговоров к делу: с 2022 года формирование и ведение информационной модели станет обязательным для всех бюджетных объектов, за исключением объектов капитального строительства, которые создаются в интересах обороны и безопасности государства, а с 2023 года технологии информационного моделирования превратятся в правило и в сегменте долевого строительства.

Но на первой стратегической сессии, посвященной перспективам практического применения технологий информационного моделирования (ТИМ) в строительстве, которая состоялась в «Дом.РФ» и на которой присутствовал, кажется, весь свет — представители Минстроя, Минцифры, Главгосэкспертизы, госкорпорации «Росатом», региональных органов экспертизы и строительного надзора, Академии BIM, множества крупных застройщиков и так далее, — участникам пришлось признать: для перехода отрасли на новые цифровые технологии требуется принять и синхронизировать целый ряд подзаконных документов, техрегламентов и классификаторов, создать механизмы цифрового обмена и основы для BIM-библиотек, обеспечить работу с моделями информационных ресурсов и построить необходимую инфраструктуру, наладить диалог между девелоперами, экспертизой и госзаказом и так далее.

Ключевое же препятствие на пути перехода на цифровые рельсы — дефицит профильных специалистов. «Внедрение технологии информационного моделирования — задача непростая, а обязательность таких технологий добавляет ей масштабности. Поэтому важно не только собрать конкретные предложения по трансформации отрасли, но и выявить слабые места в процессе цифровизации. Сегодня оказалось, что наиболее слабым местом является обучение — подготовка специалистов. При этом совершенно очевидно, что внедрение технологии информационного моделирования выгодно бизнесу», — заявил по итогам сессии замглавы Минстроя Дмитрий Волков.

Недавно глава комиссии по цифровизации строительной отрасли Общественного совета при Минстрое России Михаил Викторов предложил провести исследование, чтобы предметно выяснить структуру кадров и потребности российских регионов в связи с потенциальным переходом на BIM. «Работа должна быть направлена на поддержку малых и средних застройщиков и генподрядчиков в регионах. Данный подход позволит вовремя обучить необходимые кадры, смягчить переход на «цифровые рельсы» и достаточно оперативно вписаться широкому кругу региональных компаний в необходимое техническое переоснащение», — считает Михаил Викторов.

Что касается кадровой структуры, то, по мнению руководителя по работе с партнерами Autodesk в России и СНГ Марины Король, можно условно выделить три группы кадров, у которых существенно различаются требования к подготовке для работы в новых условиях.

Марина Король руководитель по работе с партнерами Autodesk в России и СНГ «Первая группа — это те специалисты, которые в ходе своей работы создают BIM-модели: архитекторы, конструкторы, инженеры, моделлеры. Этой группе необходимо овладеть авторскими инструментами BIM — соответствующими программными продуктами. С этой категорией дела обстоят лучше всего. На сайтах по поиску работы уже сейчас свои услуги предлагают десятки тысяч соискателей, имеющих соответствующие навыки. Желающие могут и поучиться: только у нашей компании в 29 городах России действует 84 авторизованных учебных центра. Ряд вузов уже не первый год выпускают специалистов с необходимыми навыками работы в BIM. Вторая группа — специалисты, которым предстоит организовать и поддерживать этот процесс у себя в организации, те самые BIM-менеджеры и BIM-координаторы, о которых сейчас много говорят. Здесь дела пока обстоят не столь благополучно. Опытных BIM-менеджеров перекупают, стоят они дорого, мест, где их качественно обучают, не так много, но они есть. Некоторые компании заказывают услуги удаленного BIM-менеджмента, что тоже вполне приемлемое решение. И, наконец, третья группа представляет заказчиков строительных проектов, в том числе государственных заказчиков. Для них пока стандартных программ обучения не разработано. Государственные нормативы в виде стандартов и требований еще до конца не оформлены, типовые контракты не разработаны, инструменты для работы госзаказчика еще предстоит сформировать. То есть пока учить особенно нечему. В то же время в частных коммерческих компаниях все эти вопросы успешно решаются либо с помощью внешних консультантов либо уже имеющимися на рынке труда обученными кадрами».

Как подчеркнул в беседе с Business FM Михаил Викторов, заказчики и их подготовка к существованию в цифровой реальности и правда волнуют всех едва ли не в первую очередь.

— В связи с переходом на BIM всех, конечно, должна беспокоить кадровая структура госсектора. Минстрой уже провел интенсивную работу и собрал предварительные данные — какую и в каком объеме необходимо провести переподготовку специалистов, если иметь в виду два направления: первое — госэкспертиза, которая будет получать документы, а второе — сектор заказчиков муниципального, областного и федерального уровня, плюс сотрудники органов надзора. По первым прикидкам, получилось около 18 тысяч человек. Надо отметить, что в данном случае речь не идет о каком-то втором, базовом, объемном образовании. Как правило, люди уже обладают соответствующими навыками, работая в действующем нормативном поле, и для обучения их определенным основам, прикладным программам хватит от 30 до 150 часов. Такие обучающие площадки есть — не только научного, но и сугубо прикладного характера, свои учебные центры организованы и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в регионах. Я бы сказал, что, наверное, больше проблема будет в преподавателях: людей, обладающих практическими компетенциями, мало. Поэтому в рамках госпрограммы цифровизации экономики страны, то есть через возможности Минцифры, такой центр, как Иннополис, уже запустил у себя программы подготовки преподавателей. Словом, процесс пошел, и, я думаю, с каждым месяцем будет набирать обороты.

— Насколько больно мы можем упасть, если заранее не поймем кадровый расклад сил и, так сказать, не подстелем соломку?

— Если у органов экспертизы не будет возможности принимать модели, проводить их оценку в соответствии с новыми требованиями закона, рынок может притормозить на месяц, два, три… И федеральные власти, и администрации на местах это прекрасно понимают и, я думаю, сделают все, чтобы такого торможения не было. Как минимум год-полтора на подготовку есть. Были же похожие переходы, когда надо было, например, в сфере госзаказа массово обучить людей, которые работали с госзакупками, в том числе в электронном виде, — и справились. Конечно, кадровые проблемы есть, но есть способы их решения, есть финансирование, есть площадки. Но что хочу еще раз отметить: совершенно точно будет четкое разделение по уровню квалификации и глубине компетенции не только исполнителей, но чуть ли не в первую очередь заказчиков. Для ежедневной работы с цифровой моделью у заказчиков должно быть глубокое знание предмета, знание практики, знание соответствующего софта — как отечественного, так и зарубежного, в руках которого сегодня 85% рынка. Надеюсь, что в программах подготовки этому направлению будет уделено особое внимание.

Вообще, директор проектной компании Genpro Даниил Катриченко прав: «Знаков было предостаточно, мой скользкий друг, а намеков еще больше» — в том смысле, что государство уже давно говорило о необходимости и посылало сигналы о переходе к информационному моделированию, и все, кто хотел, подготовился. По оценкам Павла Брызгалова, обучение команды BIM-проектировщиков из 15 человек занимает несколько месяцев, при этом само обучение, оборудование и лицензионное программное обеспечение может стоить 5-6 млн рублей. «Однако при значительном портфеле проектов и эффективной загрузке нового подразделения затраты быстро окупаются. Для девелопера с объемами строительства, сопоставимыми с объемами ГК «А101», срок окупаемости составит примерно шесть месяцев», — уточняет эксперт.

Помощь игрокам рынка готовы оказать вузы. Например, на круглом столе «HR нового времени и решение вопросов кадрового голода» ректор Национального исследовательского Московского государственного строительного университета Павел Акимов отметил, что сегодня все понимают необходимость перестройки, поэтому МГСУ намерен уделять BIM-технологиям особое внимание. Активность проявляет и «Дом.РФ» — в частности, серьезно работая над проектом Цифровой академии, запуск которой намечен на август. Учебные площадки, входящие в периметр стройкомплекса Москвы, учебный центр, организованный стройнадзором Санкт-Петербурга, образовательные программы Минстроя — по мнению Михаила Викторова, и правда стоит только захотеть. Хотя, судя по словам Даниила Катриченко, не в одном хотении дело.

Даниил Катриченко директор проектной компании Genpro «Если говорить о проектной отрасли, то кадровый дефицит в связи переходом на BIM будут испытывать в большей степени малые и средние российские города с населением меньше миллиона жителей — там технологии не так активно используются в обиходе. В этих городах для компаний, работающих в сегменте госзаказа, не было раньше требований выполнять проекты и документацию в BIM, поэтому большая часть специалистов этому не обучены. По таким городам и их проектно-строительным организациям быстрый переход на BIM ударит больнее всего, они не смогут оперативно перестроиться и внедрить технологии. В крупных же городах застройщики и большинство проектных институтов и коммерческих проектных компаний уже освоили BIM и активно в нем работают. Также необходимо понимать, что одновременно с переходом на BIM вузам необходимо нарастить научно-техническую и педагогическую базу по данной дисциплине. Сейчас они тоже не подготовлены, преподавателей в таком объеме не хватает».

Но, как считает Даниил Катриченко, шоковая терапия в некотором смысле полезна проектно-строительной отрасли — она будет вынуждена приспосабливаться. Первое время будет тяжело, зато потом внедрение технологий пойдет в ускоренном темпе.