Росреестр предложил частично разрешить приватизировать земельные участки у воды, сообщил РБК. Ведомство разработало поправки в Земельный кодекс, которые касаются второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, то есть рек, озер и притоков. Сейчас эти участки можно только арендовать. По мнению Росреестра, продажи позволят пополнять бюджет только Московской области на 4,5 млрд рублей ежегодно.
Вокруг водозаборов питьевой воды есть несколько поясов защиты. Землю нельзя приватизировать в первых двух, самых близких к источнику воды. Второй пояс, о котором идет речь в законопроекте, это примерно два километра от крупных водоемов. Для каждого объекта граница устанавливается отдельно. При этом во втором поясе расположены крупные промышленные предприятия, транспортные и логистические центры и частные жилые дома.
Если вместо арендатора будет собственник принципиально ничего не поменяется. Останутся те же требования: нельзя заниматься тем, что может нанести вред подземным водам. Например, сбрасывать сточные воды без специальной очистки, располагать свалки, сливать горюче-смазочные материалы и так далее. А разница лишь в том, что на арендатора, если он нарушает все эти предписанные запреты, проще воздействовать. С ним можно просто расторгнуть договор аренды. Если нарушает собственник, то изымать землю придется уже в судебном порядке, да еще потребуется компенсация ее стоимости по рыночной цене. Комментирует управляющий партнер, адвокат Land Law Firm Денис Литвинов:
— Просто изъять, не предоставив никакого встречного возмещения, у собственника нельзя. С арендатором есть сейчас у судов позиция, что право долгосрочной аренды тоже может быть прекращено без какой-то компенсации, потому что это тоже актив, в частности в банкротных спорах. По общим правилам право аренды с точки зрения денежной компенсации более уязвимо.
— Кто будет осуществлять контролировать, если земля будет в частной собственности?
— Органы земельного контроля либо природоохранного контроля совершенно обязаны контролировать и арендуемые участки, и участки, находящиеся в собственности. То есть здесь опять же тоже отличий нет.
Глава компании Landwerk Дмитрий Гордов считает, что существующие правила устарели. Приобрести эти участки для каких-то коммерческих целей невозможно, хотя современные системы очистки воды позволяют пересмотреть режимы использования таких земель, отмечает он:
Дмитрий Гордов глава компании Landwerk «Что-то построить, разместить там какие-то объекты невозможно — действуют старые, разработанные непонятно когда правила. Есть куча земельных участков, которые (это повелось еще с советских времен) так или иначе достались людям, частникам, в том числе и каким-то организациям, вдоль водоемов и притоков. Эти дома все равно останутся вне правового поля. Помочь вовлечь эти участки в хозяйственную деятельность могла бы проработка правил с учетом того, что есть достаточно большое количество систем, которые могут очищать стоки. Особенно когда мы говорим не о коровниках, а об индивидуальном жилищном строительстве. Вода, которая оттуда выходит, практически полностью очищается».
Разработчики законопроекта говорят, что нововведение закроет вопрос о бесконечных судах по поводу законности уже предоставленных в собственность участков во второй зоне защиты воды. И зачастую такие изъятия были несправедливыми, поскольку раньше описание границ этих зон было размыто.
Олег Митволь, занимавший пост замглавы Росприроднадзора в 2005 году, пытался добиться сноса поселка «Речник» — десятков особняков на Москве-реке в районе Живописного моста, строительство которых эксперты признали незаконным. Тогда суды приняли решение о сносе четверти всех домов поселка, но в итоге это так и не было исполнено. По мнению Митволя, если территория станет частной, то никаких ограничений пользования землей, находящейся в чужой собственности, не будет:
— Водозаборы являются инфраструктурной необходимостью. Если у нас приватизировать все подходы к водозаборам, то люди будут платить за воду, как в том известном мультфильме, когда руководство решило собирать деньги за воздух.
— А на качестве воды это как-то может сказаться?
— Если это будет частная территория, то люди могут делать там что угодно, собственно, загаживать водозаборы. Это же будет частная территория, и никаких сервитутов там не будет. У нас раньше же вообще были водоохранные зоны всех общедоступных водоемов. Но их уже застроили почти все, по крайней мере в Подмосковье, так хотя бы водозаборы оставьте в покое. Реки, которые используются для удовлетворения потребностей в чистой воде надо, конечно, беречь.
Новые поправки, как уточнили в Росреестре, разработаны по поручению правительства в связи с обращением Московской области. В местном минимуществе подтвердили, что активно поддерживают законопроект, поскольку он может помочь жителям и бизнесу оформить права на свою недвижимость и обеспечить поступления в бюджет в виде различных налогов и сборов. Ведь ограничения второго пояса охватывают 35% площади Московской области.
Однако глава департамента элитного жилья компании Еstate Алексей Сидоров считает, что цель поправок не только экономическая:
Алексей Сидоров руководитель департамента элитного жилья компании Еstate «Мы все прекрасно видим, какое количество частных владений построено в водоохранных зонах. И когда этого касаешься, то понимаешь, что это люди, которые как минимум рядом с властью находятся или внутри нее. Поэтому я на 99% уверен, что это решение в первую очередь нужно, конечно, чтобы легитимизировать эти постройки, а во вторую — чтобы развить эту тему, потому что если смотреть с коммерческой точки зрения, то понятно, что близость к природному артефакту — воде или еще чему нибудь — добавляет стоимости любому проекту. Обычно речь идет о десятках процентов добавленной стоимости. Поэтому игра стоит свеч».
Общую площадь всех территорий, которые могут быть приватизированы, в Росреестре не назвали. Поправки доработают к июню, а их вступление в силу предполагается в четвертом квартале этого года.