Войти в почту

Агентство по сохранению и развитию объектов исторической среды Нижегородской области («АСИРИС»)

В марте 2021 года начало работу АНО «Агентство по сохранению и развитию объектов исторической среды Нижегородской области» («АСИРИС»). Это важное решение, которое возникло в ходе диалога общественности и власти, и это важный шаг в выстраивании системной работы с историческими домами, что позволяет привлекать инвесторов, участвовать в приспособлении и реставрации пустующих объектов культурного наследия (ОКН), особенно деревянных, проводить общественный контроль за качеством проектирования и реставрации, и многое другое. Об основных направлениях работы Агентства рассказали руководители АНО.

Агентство по сохранению и развитию объектов исторической среды Нижегородской области («АСИРИС»)
© "Время Н" РИА

Насколько новым для вас является направление работы с культурным наследием? И особенно с деревянным наследием?

Дмитрий Ивагин, директор Агентства:

Направление не новое и в целом с объектами культурного наследия и с деревянным зодчеством, в частности. Первый раз в работе с ОКН столкнулся в 2006 году, аккурат, в год создания УГООКН НО. Ситуация в этой сфере и нормативно-правовая база сильно отличались от настоящего времени, тогда объект сделали и «забыли». Но чем-то, видимо, сфера «зацепила» и впоследствии много лет в рабочее время я занимался стандартными проектами по строительству и проектированию, а в нерабочее — интересовался и изучал тему объектов культурного наследия и процесс их реставрации. Это крайне интересно, каждый объект уникален, да есть опыт и аналогичные проектные решения, но каждый раз обязательно будет какая-то новая вводная! Началось всё с увлечения историями создания загородных усадеб и судеб их владельцев. Спустя ещё время, хобби захватило окончательно и с 2015 года стало одной из основных сфер деятельности.

Каков сейчас потенциал Нижегородской области по сохранению и развитию исторической среды? Существует мнение, что спасать уже нечего.

Дмитрий Ивагин:

«Спасать уже нечего» тогда, когда не хочется спасть. Проще и дешевле снести объект, и на его месте устроить «точечный девелопмент», особенно в центральной части города. А заниматься объектами исторической среды всегда сложнее, но значительнее интереснее, кратно! Как интегрировать объект с историей не всегда в удовлетворительном состоянии в новую ткань города? По каким веским и объективным причинам это необходимо сделать? Каковы правовые основания для подобных решений? Как присвоение какого-либо охранного статуса объекту повлияет на прилегающие территории? Заморозит их развитие или будет способствовать трансформации городского пространства? За счёт каких средств будет производиться та или иная работа с объектами исторической среды? Множество вопросов возникает при работе с подобными объектами, и одна из основных целей Агентства, как раз систематизировать данную работу, соблюдая баланс между тотальным сохранением и редевелопментом исторических территорий. Потенциал есть, его только необходимо разглядеть и реализовать.

Каковы на ваш взгляд перспективы привлечения инвесторов в регион? Насколько интересно инвесторам вкладываться в подобные объекты? Каким образом можно повысить привлекательность объектов для потенциальных инвесторов?

Дмитрий Ивагин:

Не смогу ответить по всему спектру отраслей, но в сфере сохранения объектов культурного наследия в Нижегородской области за предыдущие 3 года сложились, вернее даже — были созданы, уникальные перспективы и условия для инвесторов. Принят ряд нормативно-правовых актов, которые позволяют инвесторам вкладывать средства в сохранение объектов и быть уверенным, что государственные льготы и гарантии будут хорошим подспорьем при возврате инвестиций. Дополнительно повысить привлекательность подобных объектов, кроме уже существующих способов, можно за счёт системного преобразования прилегающей территории, инфраструктуры, увеличения трафика. Комфортная городская среда и интересное смысловое наполнение — это прямой путь к увеличению проходимости, и как следствие увеличению капитализации квадратного метра отреставрированного объекта.

Как будут перераспределены полномочия между управлением госохраны объектов культурного наследия, министерством имущества Нижегородской области и АНО во избежание дублирования каких-либо функций?

Дмитрий Ивагин:

УГООКН и Минимущество — органы государственной власти, наделённые определёнными полномочиями в соответствии со своими уставными документами. Агентство не принимает на себя исполнение каких-либо государственных функций из них, поэтому о дублировании функций говорить не приходится. Агентство призвано стать координатором работы по сохранению и развитию объектов исторической среды и исторических территорий за счёт привлечения внебюджетных средств. В частности, одна из функций Агентства — функция технического заказчика на работы по сохранению объектов культурного наследия. Отдельно стоит сказать, что объекты исторической среды являются ключевыми во многих сферах и оказывают существенное влияние на них: ЖКХ, градостроительство, девелопмент, и даже сельское хозяйство. Есть масса нюансов работы с ними, такие как: «государственная историко-культурная экспертиза». Или, например, «защитные зоны», «охранные зоны», «зоны регулирования застройки» могут как заморозить развитие территории, так и вдохнуть новую жизнь в депрессивные кварталы. А «предмет охраны» и правильный, обоснованный выбор вида работ оказывает существенное влияние на сферу ЖКХ. Так многоквартирные жилые дома — объекты культурного наследия — это отдельный блок задач для нас, начиная с разработки дополнительных нормативно-правовых актов, упрощающих работу с данным видом МКД и продолжая организацией новой системы работы с такими домами для управляющей компании. И эта проблема федерального масштаба. И ещё ведь есть «археология», необходимость в которой может стать препятствием для любого проекта. В целом, как поставлена задача губернатором: «Агентство — „единое окно“ по поиску, подбору и сопровождению инвесторов для реставрации до получения необходимых согласований, положительных экспертиз и ввода объекта в эксплуатацию» — так мы её и решаем уже сейчас, с первого рабочего дня.

Будет ли деятельность АНО финансироваться из бюджета? Если да, то по каким статьям?

Дмитрий Ивагин:

Думаю, основным ориентиром и критерием для возможности претендовать на бюджетное финансирование станут ощутимые и видимые результаты работы Агентства. На сегодняшний день, финансирование Агентства осуществляется не из средств бюджета Нижегородской области. Планируемые источники финансирования таковы: инвестиционные программы, выполнение функций техзаказчика, субсидии, управление недвижимостью, гранты, и в среднесрочной перспективе — полный хозрасчёт.

Какая работа уже была проведена во время подготовительного периода до регистрации организации?

Анна Давыдова, советник директора Агентства:

Старт разработки направлений деятельности АНО был дан задолго до его юридической регистрации. Это, прежде всего, работа с анализом исторической среды и исторически ценными расселенными домами. Необходимо было отвести от них угрозу сноса, определить историко-культурную ценность, организовать постановку на госохрану их как объектов культурного наследия. Ну и выяснить, в чьей они собственности для того, чтобы продолжать с ними работать. Вот за это направление работы отвечала я. Другими направлениями занимались мои коллеги.

Нина Ершова, заместитель директора Агентства по развитию:

На первом этапе мы искали реально действующие экономические модели работы с наследием и остановились на туристско-рекреационной модели. К работе над анализом историко-культурного ресурса района церкви Трех Святителей был приглашен ведущий российский эксперт в области экономики наследия Дмитрий Ойнас.На средства гранта Роскультпроекта при участии УГООКН и Минимущества была проведена стратегическая сессия «Наследие и экономика: туристско-рекреационная модель». Ее цель — разработка экономической модели по реализации проектов, основанных на культурных и исторических ресурсах (были выбраны реальные дома, предложенные инвесторам). Эта стратсессия позволила смоделировать реальные процессы, которые предполагают межсекторное взаимодействие между муниципалитетом, учреждениями культуры, городским сообществом, малым и средним бизнесом. Стало понятно, что сформировался городской актив из представителей общественности, бизнеса и власти, способный к сложному командному взаимодействию.Основным итогом стратсессии стало решение совместно с Минимущества и УГООКН подготовить предложения по ревитализации квартала церкви Трех Святителей для губернатора Нижегородской области Глеба Никитина.

Евгения Джабазян, начальник проектного управления Агентства:

На следующем этапе стала очевидна необходимость институциализации деятельности инициативной группы в форме некоммерческой организации. Так в конце декабря 2019 года появилось АНО «Заповедные кварталы», куда вошли активисты ТСФ, градозащитники и эксперты. Командой АНО была предложена концепция ревитализации исторического квартала Трехсвятской церкви.

В команду проекта по разработке концепции вошли правительство Нижегородской области, АНО «Заповедные кварталы», а также команда российских экспертов: президент делового клуба «Наследие и экономика», директор проектов АНО «Коломенский посад» Дмитрий Ойнас; руководитель АНО «Проект ДАЛЬ» Александр Пчелинцев и управляющий партнер APRELarchitects Михаил Разумовский. Итоги работы были успешно представлены губернатору Нижегородской области в июле 2020 года. Как следствие — принято решение о создании АНО, которое будет заниматься комплексной работой по сохранению и управлению ОКН.

В основе концепции — экономическая модель развития знаковых (аттракторов) и рядовых объектов исторической среды на основе капитализации локального наследия.

Рабочая формула капитализации локального наследия такова: объект культурного наследия + продукт или услуга с историей = музейный продукт и музейный сервис (создает точку притяжения, формирует турпоток).

Концепцией предусмотрено, что пустующие в настоящее время исторические здания будут переоборудованы в гостиницы, кафе, выставочные залы, общественные пространства для социального проектирования, а прилегающие дворовые территории и сады планируется задействовать для проведения фестивалей и городских мероприятий.

Справка

Основные направления работы АНО:

консервация, неотложные противоаварийные работы, обслуживание до передачи инвесторам; разработка и совершенствование правовых механизмов льготной передачи объектов инвесторам с учетом использования передового опыта; разработка комплексных концепций восстановления и развития объектов и территорий; поиск инвесторов и подрядчиков; привлечение внебюджетных источников финансирования; сопровождение документации и проектов реставрации до получения соответствующих согласований и положительных заключений; сопровождение работ от проектирования до ввода в эксплуатацию, общественный контроль качества проектирования и реставрации; создание собственной научно-производственной базы по реставрации объектов деревянного зодчества, организация обучения, переподготовки и стажировки соответствующих специалистов (архитекторов и представителей рабочих строительных специальностей и ремесел); организация событийности исторических территорий; вовлечение общественности в сохранение ОКН и реновацию исторических территорий города.