«На московских изогнутых улицах». Адреса Сергея Есенина: где жил, работал мясником и где влюбился в Айседору Дункан
«Московский озорной гуляка» Сергей Есенин любил Москву всем сердцем. Эти невероятно красивые стихи, в наши дни положенные на музыку группой «Монгол Шуудан», знакомы всем и каждому:
«Я люблю этот город вязевый,Пусть обрюзг он и пусть одрях.Золотая дремотная АзияОпочила на куполах».
Поведение Есенина многих шокировало, но его стихи не оставляли равнодушным никого. Фото: vk.com
В столице можно найти десятки адресов, где жил, работал, кутил и любил поэт. Мы расскажем о нескольких, самых ярких, и покажем, что там сейчас.
Мясник и корректор
В 1912 году поэт приехал из Рязанской губернии в Москву и устроился работать… мясником, а потом в типографию Ивана Сытина (ул. Пятницкая., 71/5 с.1) – корректором. В типографии завязался его бурный служебный роман с коллегой, корректором Анной Изрядовой.
Она писала о нем: «Он только что приехал из деревни, но по внешнему виду на деревенского парня похож не был. На нем был коричневый костюм, высокий накрахмаленный воротник и зеленый галстук. С золотыми кудрями он был кукольно красив, окружающие по первому впечатлению окрестили его вербочным херувимом. Был очень заносчив, самолюбив, его невзлюбили за это. Настроение было у него угнетенное: он поэт, а никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать. Отец журит, что занимается не делом, надо работать, а он стишки пишет».
Памятник Есенину на Тверском бульваре. Фото: twitter.com
Через два года Есенин опубликовал под псевдонимом Аристон свое первое стихотворение «Береза» в детском журнале «Мирок». А в 1915 переехал в Петербург. Прожив там три года, он вернулся обратно в ставшую родной Москву, на ее «изогнутые улицы».
Большой Строченовский переулок и трактир на Пятницкой: «Шум и гам в этом логове жутком»
Дом №24, с.2 в Большом Строченовском переулке стал первым местом московской прописки Есенина. В этом двухэтажном доме жил отец поэта. Сейчас там музей Есенина.
Музей Есенина в Москве. Фото: zoo.ru
На Пятницкой, на месте нынешнего дома №76 стояло двухэтажное строение с трактиром, куда любил приходить корректор Есенин.
«А когда ночью светит месяц,Когда светит… чёрт знает как!Я иду, головою свесясь,Переулком в знакомый кабак».
Трактир назывался «Три ступеньки». В романе Николая Леонова, по сюжету которого сняли фильм «Трактир на Пятницкой», об этом питейном заведении сказано: «Трактир находился в полуподвале старого дома. К тяжелой дубовой двери вели три щербатые ступеньки»…
Петровский переулок: в постели с Мариенгофом
Несколько лет в доходном доме (Петровский переулок, 5, с. 9) промышленника и основателя Театрального музея и Народного дома Александра Бахрушина, построенном в 1896 году, Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф арендовали три комнаты в коммунальной квартире. Два поэта не только вместе основали поэтическое течение «имажинизм», но их связывала огромная мужская дружба. Эксцентричный и нарциссичный Мариенгоф повлиял не только на стиль письма своего друга, но и на его стиль одежды, характер, поведение.
Создатели имажинизма Мариенгоф, Есенин и Шершеневич. Фото: godliteratury.ru
Приятели чудили. Именно здесь произошел знаменитый забавный эпизод, когда Мариенгоф с Есениным привели в квартиру девушку с низкой социальной ответственностью. Они велели ей раздеться, лечь и… греть им постель – сами же деликатно отвернулись. После чего улеглись туда спать вдвоем, щедро заплатив девице и выставив ее за дверь, чем она потом страшно возмущалась.
На месте дома, который возвели в 1896 году и где поселились друзья, до того находился один из лучших катков в Москве. Назывался он «Каток у Театра Корша» (ныне здание Корша занимает Театр наций).
В этом в Петровском переулке чудили Мариенгоф и Есенин. Фото: um.mos.ru
В 1989 году этот отреставрированный дом в Петровском переулке стал частью ЖК «Петровский дворик». Тогда же построили еще шесть пятиэтажных строений под №5. Все дома одноподъездные, клубные. В одном из них сейчас можно купить четырехкомнатную квартиру размером 197 кв. м. В ней большая кухня-гостиная, три спальни с санузлами, сауна. Высота потолков составляет 3,2 м. Окна выходят на две стороны. Во дворе огорожена территория с детской площадкой, фонтаном, беседками и зоной для барбекю. Стоимость такого объекта – 165 млн рублей.
Большая Никитская: «Лавка имажинистов» и операция «Ключ»
На Большой Никитской в доме №15 Сергей Есенин с друзьями получили в 1919 году разрешение от властей открыть букинистическую «Лавку имажинистов». Вскоре они стали продавать там свои сочинения.
Лавка Есенина со товарищи. Фото: pastvu.com
Мариенгоф потом писал в «Воспоминаниях о Есенине» об открытии этой лавки:«В кармане у нас была вошь на аркане. Для открытия книжной лавки, кроме нее, требовался еще такой пустяк, как деньги и книги. Помещение на Никитской взяли с бою. У нас был ордер… В совдепартаменте нас предупредили:- Раздобудете ключи – магазин ваш, не раздобудете – судом для вас отбирать не будем. А старикашка, имейте в виду, злостный и с каким-то мандатом от Анатолия Васильевича Луначарского.Принялись дежурить злосчастного старикашку у дверей магазина. На четвертые сутки, тряся седенькими космами, вставил он ключ в замок.Тычет меня Есенин в бок: – Заговаривай со старикашкой. – Загова-а-а-ривать?.. – И глаза у меня полезли на лоб: – Боюсь вихрастых!.. Да и о чем я с ним буду заговаривать? – Хоть о грыже у кобеля, растяпа!Второй толчок был убедительнее первого, и я не замедлил снять шляпу: – Извините меня, сделайте милость... но, видите ли... обязали бы очень, если бы... о Шуберте или, допустим, о Шопене соблаговолили в двух-трех словах... – Что-с? – Извольте понять, еще интересуюсь давно контрапунктом и...Есенин одобрительно кивал головой. – И... бе-молями…Ключ в замке торчал только то короткое мгновение, в которое космочки сочувственно протянули мне свою руку. – Готово! – буркнул Есенин.Злостный старикашка пронзительно завизжал и ухватил его за полу шубы, в кармане которой уже покоился ключ. Есенин сурово отвел его руку и, вытащив из бумажника ордер, ткнул ему в нос фиолетовую печать. В тот день спустили мы на воду утлое суденышко нашего благополучия.За компаньонами дело не стало».
Манеру одеваться и многие привычки Есенин перенял у Мариенгофа. Фото: pinterest.com
Сам одноэтажный дом, из камня, с подвалом и антресолями, возводили специально под магазины. Принадлежал он церкви, а в 1916 его выкупило государство. Сейчас там размещаются банки.
«Зойкина квартира»: где Есенина замели в полицию
Как мы знаем, без вина и кутежа поэт своей жизни не мыслил. Как-то, все с тем же Мариенгофом, они зашли за контрабандным вином в притон Зои Шатовой на Никитском бульваре (дом №15/16). Эту Зою Булгаков сделал главным персонажем своей трагической буффонады «Зойкина квартира».
В квартиру Зои в доме на Некрасовском бульваре заходили с паролем. Фото: vk.com
Ее жилище было на самом верхнем этаже. Литераторы пришли к содержательнице притона по несчастливой случайности в тот самый момент, когда там устроили засаду полицейские. Арестованных поэтов засадили за решетку.
Пятикомнатная квартира на третьем этаже Зойкиного шестиэтажного дома сейчас обойдется в 218,9 млн рублей. Ее площадь составляет 241,3 кв. м, а планировка включает три спальни, кухню-столовую, кабинет и два санузла, один из которых с сауной.
Пятикомнатная квартира в легендарном доме обойдется в 219 млн. Фото: Troika Estate
Большая Садовая: Айседора Дункан в доме «с чертовщинкой»
А после закадычные друзья Есенин и Мариенгоф разошлись, как в море корабли. Имажинизм разочаровал Есенина, друзья поссорились. Сергей отправился путешествовать по Европе и Америке. Многие исследователи его творчества полагают, что, не раздружись Есенин с Мариенгофом, он бы, возможно, меньше пил. Драматург и романист Анатолий Мариенгоф был пунктуальным и ответственным человеком и присматривал за другом несмотря на то, что они кутили вместе.
«И какую-то женщину сорока с лишним лет называл скверной девочкой и своей милою». Фото: pastvu.com
В 1921 Сергей познакомился с будущей женой Айседорой Дункан в квартире художника Георгия Якулова – тот арендовал жилье в доме №10 на Большой Садовой – том самом булгаковском 302-бис, где находится знаменитая «нехорошая квартира». Владелец дома, табачный магнат Илья Пигит, сдавал в нем помещения творческой интеллигенции.
Между Дункан и 26-летним Есениным было 18 лет разницы. Айседора в то время была звездой. Помните знаменитую фразу Булгакова в «Собачьем сердце»: «Столовых нет ни у кого в Москве... Даже у Айседоры Дункан!». А Есенин писал об отношениях с женой: «Я хочу писать, а она танцует. Мне не нравятся танцы. Я их не понимаю. Мне неприятно слышать, что ей аплодируют в театре… У нее такие пустые глаза… Она стара… Но мне интересно жить с ней, и мне это нравится… она иногда совсем молодая... Она удовлетворяет меня и любит и живет по-молодому. После нее молодые мне кажутся скучными – ты не поверишь. А какая она нежная была со мной, как мать. Она говорила, что я похож на ее погибшего сына. В ней вообще очень много нежности. Наваждение. Околдовала меня…».
Четырехкомнатная квартира в булгаковском доме стоимостью 100 млн рублей. Фото: Мир Квартир
В доме «с чертовщинкой» сейчас можно купить четырехкомнатную квартиру размером 135 кв. м. Жилье размещается на третьем, то есть на одном этаже с «нехорошей квартирой». В нем три спальни, гостиная с камином и кухня площадью 15 «квадратов» с двумя окнами, выходящими во двор. Стоимость такой недвижимости обойдется в 100 млн рублей.
Был рабочий – стал элитный. Сколько стоит жить на Пресне?
Большая Никитская: сколько нынче стоит жилье на самой аристократичной улице Москвы?
Пречистенская набережная: сколько стоят квартиры в гетто миллионеров
Московские дома с привидениями и цены на квартиры в них
Подписывайтесь на наш Дзен-канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости