Войти в почту

Петровка: модные магазины и первый в Москве бизнес-ланч. Где чудила «королева Голконды», пел Вертинский и жила Софья Ковалевская?

«С восторга бросив подсолнухи лузгать,

Петровка: модные магазины и первый в Москве бизнес-ланч. Где чудила «королева Голконды», пел Вертинский и жила Софья Ковалевская?
© Мир квартир

восторженно подняв бровки,

читает работница:

«Готовые блузки.

Последний крик Петровки», –

писал Владимир Маяковский в «Стабилизации быта» о главной московской улице модной иностранной торговли.

Из архитектурного стиля Петровки выбивается круглое здание, построенное для сберегательной кассы в начале XX века. Фото: twitter.com

Испокон веков Петровка была местом торговли: в 1898 году здесь построили винный магазин Депре, в 1906 – Петровский пассаж, а через два года «Мюр и Мерилиз», перестроенный в 1970 в ЦУМ. Да и сейчас большинство домов – это торговые центры, пассажи и бутики. Перестройки советского и постсоветского времени меняли архитектуру Петровки, но и сегодня на улице можно встретить очень старые и знаменитые своими историями здания.

В XVII столетии вся улица от Кремля до Земляного вала называлась Петровкой. К концу XVIII века несколько ее частей преобразовали в площади – Охотный ряд и Петровскую (Театральную). А в 1817 отделили от Петровки и Каретный ряд.

На перекрестке Петровки и Кузнецкого моста в 1930 году установили первый в Москве светофор. А в 1946 Петровку реконструировали и разрушили все исторические здания с левой стороны улицы между Кузнецким мостом и Столешниковым переулком. Не стало тогда и величественного дома Анны Анненковой с полукруглыми балконами.

Сон в туфлях под бормотание горничных и «Звезда пленительного счастья»

Дом №5 строили для отца Анны Анненковой, сибирского генерал-губернатора Ивана Якоби. За баснословное богатство вдову отставного генерала Анненкова величали «королевой Голконды».

Исследователи уверены, что строил дом Анненковой архитектор Василий Баженов. Фото: oldmos.ru

«В доме жило до полутораста слуг, выполнявших все причуды барыни, почти не выходившей из дома. Анненкова не признавала постели и спала на кушетке, которая стояла под балдахином посреди комнаты, обитой малиновым штофом. Около кушетки горели на мраморных подставках 12 карсельских ламп, расположенных полукругом… Спала Анненкова в особом туалете: вышитом или кружевном пеньюаре, пышном чепчике, шелковых чулках и бальных туфлях. При спальне состояли особые горничные, которые поочередно должны были сидеть всю ночь на приносимых для них диванах и разговаривать вполголоса» (Юрий Нагибин, «Всполошный звон»).

Сына «барыни с причудами», декабриста Ивана Анненкова, сослали в Читу. Его жена, француженка Полина Гебль, вымолила у царя разрешение поехать за ним. Эту историю любви и жертвенности Александр Дюма положил в основу романа «Учитель фехтования», а режиссер Владимир Мотыль снял красивый художественный фильм «Звезда пленительного счастья».

После разрушения старых домов на Петровке новые строить так и не стали, а устроили широкий тротуар перед домами второй линии, они теперь имеют номера уничтоженных в 1940-е исторических строений.

Слева дома, которых уже нет. Фото: pastvu.com

Дом Смирновых и образцовая молочная

В середине XVIII века на месте современного дома №17 находилось владение Бутурлиных, а потом – князя Голицына. Дом много раз перестраивали. В начале прошлого века в нем размещался первый в столице специализированный магазин молочной продукции «Образцовая молочная» Александра Чичкина.

А раньше в доме Смирновых продавали лучшее в Москве молоко. Фото: yandex.ru

В 1913 году на этом месте возвели монументальный неоклассический доходный дом купцов Смирновых. После революции в здании разместили комиссариат здравоохранения под руководством Николая Семашко. Здесь же издавали газету «Московский рабочий», а потом была типография «Мысль».

Сейчас высокие арочные окна первых этажей принадлежат магазинам. Высокие эркеры и пилястры украшают верхнюю, жилую часть дома. В этом историческом здании мы нашли в свободной продаже квартиру, занимающую последний этаж и отреставрированную мансарду. В жилом двухуровневом помещении размером 358 кв. м, требующем чистовой отделки, имеются 10 комнат и 7 санузлов, высота потолков – 3 м. Раньше оно использовалось под хостел. Сейчас продается за 66 млн рублей.

«Трешка» на главной торговой улице столицы обойдется в 75 млн рублей. Фото: На Петровке

«Не хотите тpaтить вpемя нa oтдeлoчнo-ремонтные рабoты?» – спрашивает собственник трехкомнатной квартиры на втором этаже этого же дома и предлагает купить его недвижимость площадью 146,4 «квадрата» вместе с мягкой и корпусной мебелью, изготовленной под заказ в Италии, и со встроенным кухонным гарнитуром и техникой. Обойдется такой объект в 75 млн рублей (он выше на фото).

Александр Вертинский, Софья Ковалевская и первые обеды по фиксированной цене

Дом №18 интересен своей архитектурой и своими посетителями. Его угол-башня – зеркальное отражение башни дома №20, находящегося напротив. Они оба богаты украшены лепниной и полукруглыми балконами. Между этими двумя домами в 1870 году образовалась улица Петровские линии.

В 1900-е дом выкупили потомки железнодорожного магната Карла фон Мекка. До революции тут размещались гостиница «Россия» и ресторан «Ампир». Там же, в «Петровском театре миниатюр» пел Александр Вертинский.

Здесь в ресторане появились первые бизнес-ланчи в Москве. Фото: livejournal.com

Ресторан переименовывали несколько раз – в «Трилистнике» читали свои стихи Марина Цветаева и Илья Эренбург, с названием «Будапешт» это заведение существует и поныне. В нем впервые в Москве появились комплексные обеды по фиксированной цене – прародители сегодняшних бизнес-ланчей.

После революции в бывшей гостинице устроили Второй Дом Союзов, там два раза – на собрании и пленуме – выступал Ленин.

А в доме №20 жила первая в России женщина-профессор и первая в мире женщина – профессор математики Софья Ковалевская.

Дом Коровина: Чехов и лучшая парикмахерская

Доходный дом богатому купцу Михаилу Коровину (№19) с многочисленными хозяйственными постройками возвел на Петровке в 1899 году мастер московского модерна Иван Кондратенко. Слуховые окна этого дома украшают интересные купольные надстройки.

Теперь почти в каждом доме на Петровке есть лифт. Дом №19, с.5. Фото: Мир Квартир

На первом этаже была парикмахерская самого известного в XIX – начале XX веков мастера Москвы, бывшего крепостного Ивана Козырева, трудившегося под псевдонимом Андреев. А в надворном корпусе этого здания жил доктор и почетный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности Антон Павлович Чехов.

Именно в этом корпусе, с модернизированным в советское время лифтом «в стакане», можно поселиться на третьем этаже в четырехкомнатной квартире. Ее площадь – 104 «квадрата», а в доме всего 16 квартир. Стоимость этой недвижимости обойдется в 40 млн рублей. «Реальному покупателю хороший торг», – добавляет хозяин в объявлении.

По соседству с Высоко-Петровским монастырем

Дальше, на пересечении с Петровским бульваром стоит мужской Высоко-Петровский монастырь, которому в прошлом году исполнилось 705 лет. Его основал митрополит Киевский, Владимирский и всея Руси святитель Петр. Саму улицу и наименовали по названию монастыря – еще в XIV столетии.

За счет усадьбы Нарышкиных в XVII веке площадь Высоко-Петровского монастыря увеличилась в два раза. Фото: twitter.com

По соседству с монастырем (№28 с.1) находится трехэтажный дом с 14 квартирами, построенный в 1900 году. Его реконструировали в 2004-м. Трехкомнатная квартира размером 120 кв. м на третьем этаже обойдется в 65 млн рублей. В квартире четыре санузла, теплые полы, 3,5-метровые потолки. Восемь окон выходят на Петровский бульвар.

Трехкомнатная квартира на Петровке стоимостью 65 млн рублей. Фото: Мир Квартир

«Вставная челюсть» Москвы. Сколько стоит поселиться на Новом Арбате?

Малая Ордынка: 40 современных слонов на старинной улочке. Смотрим здесь квартиры и цены

Улица Плющиха: с какой крыши прыгнул Лев Толстой и где на самом деле снимали «Три тополя»?

Подписывайтесь на наш Дзен-канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости