Дом.рф пытается отказаться от ленинградских дольщиков, но переговоры продолжаются
Как сообщает online47.ru со ссылкой на попавший в распоряжение редакции документ, в правительстве России готовится постановление, которое на законодательном уровне позволит Фонду защиты прав дольщиков (далее Дом.рф) не достраивать проблемный долевки в регионах и не выделять компенсации дольщикам. Успешное сотрудничество между Ленинградской областью и Дом.рф в 2019 году указывало на то, что к 2023 году в области не останется обманутых дольщиков. Финансирование строительных работ либо выплата компенсаций осуществлялась из трех источников: страховые отчисления застройщиков в компенсационные фонды. региональный и федеральный бюджеты (по незастрахованным объектам); В соответствии с этой системой, озвученной на старте сотрудничества, при планировании бюджета Ленинградской области было зарезервировано 2,8 млрд рублей. Из них 600 млн рублей уже перечислены в Дом.рф. Однако после успешного старта сотрудничества Дом.рф в июле 2020 года в одностороннем порядке изменил схему софинансирования и поставил регионы перед двумя фактами: вместо трех источников финансирования – только два; изменена доля софинансирования со стороны региональных бюджетов. По данным online47.ru, в соответствии с новой схемой Ленинградская область на достройку оставшихся 78 проблемных объектов должна выделить дополнительно 9,4 млрд рублей. При этом из 600 млн, которые Ленинградская область уже перечислила в Дом.рф, на достройку проблемных объектов потрачено только 100 млн. Судьба еще 500 млн рублей неизвестна. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и руководители регионального строительного блока неоднократно обращались к руководству Дом.рф и правительству России с просьбой не менять внезапно, радикально и в одностороннем порядке схему софинансирования. Также региональное правительство сформировало предложения по существу: пропорция софинансирования – 67% из федерального бюджета и 33% из регионального; софинансировать достройку из регионального бюджета только если существует обоснованный и прозрачный дефицит компенсационного фонда; финансовая помощь региональному бюджету из федерального на сумму дефицита финансирования; использовать компенсационный Фонд как самостоятельный источник финансирования; прозрачно отчитываться регионам о расходовании средств. Находящийся в распоряжении online47.ru документ указывает на то, что предложения не были приняты. А по новым правилам «ни один объект в регионе не сможет рассчитывать на положительное решение Наблюдательного совета Фонда». Документ вводит право на отказ в достройке или выплате компенсаций, если готовность объекта – менее 50%. При этом не уточняется, о какой готовности идет речь: строительной, объемах финансирования или расходовании привлеченных средств дольщиков. Можно выбирать любой вариант, который устроит Наблюдательный совет. Еще один спорный пункт – по каждому объекту должны быть действующие техусловия на подключение к инженерным сетям. Учитывая, что за годы стройки по всем объектам многое изменилось – от мощностей до подрядчиков и поставщиков электроэнергии и водоснабжения – действующих техусловий нет ни у кого. Если документ будет принят, это поставит крест на федеральной программе достройки проблемных долгостроев в регионах России. Ленинградская область достроит свои объекты самостоятельно. Так, в течение 2018-2020 годов только собственными силами, без участия бюджетных средств, по региональным программам достройки с привлечением доноров и инвесторов, введено в эксплуатацию 64 многоквартирных дома. Ключи получили 12000 человек. Однако отказ федерального центра от своих обязательств сдвигает сроки достройки проблемных объектов в Ленинградской области. И пока документ еще не подписан, губернатор Александр Дрозденко и строительный зампред регионального правительства Михаил Москвин продолжают переговоры с федеральным центром.