Очередные изменения программы расселения ветхого фонда Нижнего Новгорода
Муниципальная адресная программа расселения ветхого фонда Нижнего Новгорода в очередной раз претерпит изменения. На заседании Думы Нижнего Новгорода 25 ноября депутаты должны рассмотреть соответствующий вопрос. Между тем тема ветхого жилья для областного центра с каждым годом становится все актуальнее, поскольку темпы расселения и сноса такой категории жилья по-прежнему оставляют желать лучшего. Более того, ряд муниципалитетов в Нижегородской области, по некоторым экспертным оценкам, справляются с ветхим фондом лучше, чем областной центр. Программу уточнят Старые дома в областном центре давно не красят вид города, а уж сгоревшие гнилушки в историческом центре и вовсе пора бы давно снести. Однако не все так просто: у многих таких «домов» есть собственники, которые имеют свои взгляды на комплексное развитие территорий. Тем не менее власти Нижнего Новгорода полны решимости до 2024 года навести порядок в данной сфере… Благо и средства на эти цели городу выделяются огромные, до 3 млрд рублей. В администрации Нижнего Новгорода в ноябре 2020 года уточнили перечень ветхих домов, планируемых к сносу и реконструкции на ближайшую трехлетку (2021–2023 годы включительно). Очевидно, что мэр Юрий Шалабаев, заступив на свою должность, также озаботился этой проблемой. В перечень добавились 35 многоквартирных домов. Из них 16 домов расположены в Советском районе, 14 – в Московском районе, 5 – в Приокском районе. Напомним, что согласно действующим рекомендациям для признания ветхим каменный дом должен иметь износ свыше 70%, деревянный – больше 65%. Ожидается, что после внесения корректировок перечень будет включать 1456 ветхих домов (осенью прошлого года в нем было 1510 домов). Перечень многоквартирных домов областного центра, признанных аварийными, после аналогичных корректировок будет включать 499 домов. Всего на территории Нижнего Новгорода насчитывается около 1955 ветхих и аварийных домов. Согласно планам городских властей площадь расселенного аварийного жилищного фонда должна к 2024 году составить порядка 47,1 тыс. кв. метров (это немногим более 50 ветхих и аварийных домов областного центра). Численность граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда при поддержке средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, к 2024 году составит почти 3 тысячи человек. «Безусловно, расселять ветхий фонд нужно, и как можно скорее, у нас ежегодно прибавляется 15–20 домов в данной категории. Очевидно, что на уровне города эту проблему не решить. Нужна поддержка федерального центра, правительства Нижегородской области. Расселение ветхих и аварийных жилых домов является одной из приоритетных задач. В 2019 году процент расселения по городу был нормальный, что будет по итогам 2020 года, будем смотреть, анализировать», – сказал депутат Думы Нижнего Новгорода Андрей Дранишников. Поменять подход Эксперты сигнализируют: то, как происходит расселение ветхого фонда в Нижнем Новгороде, однозначно не может считаться эталоном. Судите сами: территории с ветхим жильем либо не осваиваются годами и стоят за синими заборами, либо с большим скрипом выкупаются инвестором под застройку новыми жилыми комплексами. Практически в каждом случае дело доходит до суда, поскольку собственники расселяемых домов априори не согласны с предоставляемой им компенсацией. А суды тянутся нередко годами. При этом во многих районах области к данной проблеме иной подход. Сразу три муниципалитета – Арзамас, Княгининский и Уренский районы – пошли по пути строительства новых домов по муниципальным контрактам полного цикла, включающим стадии проектирования и строительно-монтажных работ. Инвесторов на данных территориях, конечно, меньше, чем в областном центре, но зато и программу расселения ветхого жилья эти муниципалитеты решают гораздо оперативнее. Возможно, и средства на расселение из бюджета региона надо перераспределить в пользу тех районов, где научились решать вопрос. В Нижнем Новгороде сразу целый квартал домов, признанных аварийными, не осваивается уже более десятка лет. Речь идет о домах 6, 14, 18 по улице Большие Овраги (все три здания 1917 года постройки). По соседству с ними дом 28 на Малой Ямской улице (1901 года постройки), а еще рядом сразу три дома – 140–144 – на Ильинской улице (все три также 1917 года постройки). Исторический центр мегаполиса, самая привлекательная земля для любого инвестора, и… годами ничего не происходит. Нет расселения, сноса, освоения новых территорий. Облик города на фоне таких домов сразу же теряется, проигрывает уютным историческим центрам Владимира, Казани, Ярославля… Новой администрации Нижнего Новгорода нужно придумывать новые механизмы расселения ветхого жилья, иначе гнилушки на той же Ильинской простоят здесь еще несколько десятков лет. Строить дома сто и более лет назад в Нижнем Новгороде, как мы видим, умели очень даже неплохо. Редевелопмент Ильинки не за горами? В правительстве Нижегородской области, очевидно, видя и понимая проблему, уже анонсированы масштабные планы по реновации территории нижегородского Започаинья. Включая и Ильинскую улицу, на которой до настоящего времени сохранилось немало ветхих и аварийных домов. «В рамках подготовки к 800-летию мы приступили к реализации проекта преображения и перезагрузки территории Започаинья. Первым этапом станет восстановление и развитие улиц Ильинской и Черниговской. Здесь важен комплексный подход, когда будет сохраняться историческая застройка, будут создаваться территории для комфортного отдыха людей и появляться новые здания, которые органично впишутся в существующий ландшафт. На развитие планируется направлять средства областного и федерального бюджетов, а также частные средства. Предложенные изменения в законе, в свою очередь, поспособствуют более эффективному привлечению к реализации данных проектов частных инвестиций», – рассказал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Глава региона добавил, что Нижегородская область также подготовила ряд предложений в проект федерального закона о комплексном развитии территорий, позволяющих более эффективно применять его на практике. Например, графическое изображение общего вида территории по окончании выполнения работ на примере утвержденного мастер-плана Ильинской улицы должно являться обязательным приложением к решению о КРТ. Оно должно содержать в своем составе проектные обоснования в случае изменения функций и параметров застройки, содержащихся в генплане и проекте землепользования и застройки. Также правообладатели земельных участков должны обладать преимущественным правом принятия участия в КРТ и вовлекаться в данный процесс в приоритетном порядке.