Войти в почту

Эксперты оценили воздействие на отрасль новшеств, вводимых постановлениями Правительства РФ №№ 1603 и 1605.

5 ноября 2020 года АНО «Индустрия безопасности» провела экспертный круглый стол «Новые требования по ОТБ для ОТИ воздушного транспорта», в котором приняли участие ведущие отраслевые эксперты и представители Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора).

Участники круглого стола обсудили влияние на отрасль принятых 5 октября 2020 года постановлений Правительства РФ №1603 и №1605, устанавливающих требования к обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности некатегорируемых (ПП №1603) и имеющих категорию (ПП №1605) объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта.

Советник руководителя Ространснадзора, национальный координатор по авиационной безопасности, председатель рабочей группы по авиационной безопасности Европейского и Северо-Атлантического региона ИКАО Владимир Черток обратил внимание субъектов транспортной инфраструктуры на некоторые из требований. В частности, обязанность назначить ответственное за ОТБ лицо не только на СТИ, но и на всех ОТИ субъекта. Важным с точки зрения Ространснадзора является требование о незамедлительном информировании о попытках совершения или совершении актов незаконного вмешательства в работу ОТИ компетентных органов, включая Ространснадзор.

Кроме того, СТИ необходимо создать или привлечь подразделение транспортной безопасности, на которые возлагается ряд функций. Особенно спикер подчеркнул, что работники таких подразделений должны быть оснащены переносными средствами видеонаблюдения и ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ). Данное положение вызвало оживленную дискуссию среди участников, так как многие моменты по его реализации не отражены в рассматриваемых постановлениях Правительства РФ.

Генеральный директор ООО «Группа ПТБ» Константин Белоусов сказал, что вновь принятые постановления являются логическим продолжением постановления Правительства РФ от 28 июля 2018 года №886 и не отменяют его действие. Поэтому сложившаяся коллизия пока требует от ПТБ реализации положений всех документов. Со слов выступающего, большая часть из указанного в требованиях оборудования уже используется подразделениями, так как требования о документации действий ПТБ заложены в Приказе Минтранса России от 23.07.2015 №227. Проблемы может вызвать требование по оснащению работников ПТБ ручными газоанализаторами, так как стоимость одного такого прибора составляет 1,5 — 2 млн рублей.

Продолжая тему оснащения работников ПТБ переносными техническими средствами Вероника Сидорова, практикующий юрист в области обеспечения транспортной (авиационной) безопасности, также отметила, что аэропорты давно используют в своей деятельности переносные видеорегистраторы. Она выразила опасения по поводу включения таких технических средств в требования, так как нет рекомендаций какие именно сотрудники должны ими оснащаться. Кроме того, данные средства должны быть включены в план ОТБ ОТИ, а значит подлежать сертификации и СТИ будут передавать с них данные. Что приведет к повышению финансовой нагрузки на субъект.

С ней согласился Сергей Трутнев, руководитель Центра компетенции по транспортной и экономической безопасности ООО «НОВАПОРТ ХОЛДИНГ», отметив, что если СТИ придется осуществлять передачу данных с переносных средств видеонаблюдения и досмотра, то стоимость выполнения данного требования увеличится в разы, так как потребуется подготовка необходимой инфраструктуры: сервера, средства защиты и хранения информации.

Отвечая на вопросы по этой тематике, начальник Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Игонин предложил прочесть текст постановления буквально: в ПТБ должно быть от двух и более сотрудников, в количестве в соответствии с планом или паспортом ОТБ, оснащенных видеорегистраторами. Все остальные параметры ПП №1605 напрямую не регулирует, и СТИ вправе самостоятельно решать, кого и в каком объеме оснащать техсредствами в соответствии с утвержденными планами ОТБ. Поскольку ранее законодательство не требовало обязательного оснащения мобильными ТС, планы ОТБ должны быть откорректированы в соответствии с вносимыми изменениями.

О возможностях, предоставляемых современными ТС ОТБ, в частности, портативными анализаторами линейки «Химэксперт», рассказал участникам круглого стола Никита Марков, руководитель направления ГК «ЮПХ» .

Еще одним важным моментом дискуссии стал вопрос о необходимости проводить дополнительную оценку уязвимости. Вероника Сидорова, заметила, что на основании ожидаемого изменения Приказа Минтранса России о порядке определения категории ОТИ и соответствующих показателей, Приказа Минтранса России о порядке ведения реестра категорированных объектов и ОТИ, не подлежащих категорированию, по факту будет происходить новое включение ОТИ в реестр. Соответственно, потребуется проводить не дополнительную оценку уязвимости объекта, а оценку уязвимости вновь включенного в реестр категорированных объектов ОТИ.

Сергей Трутнев, сказал, что понимает необходимость проведения дополнительной оценки уязвимости, но выразил пожелание учесть уполномоченным органам непростой период, в который вышли Требования (пандемия, снижение пассажиропотока).

Ирина Бикеева, заместитель начальника Управления транспортной безопасности Ространснадзора, отвечая на вопрос о необходимости проведения дополнительной оценки порекомендовала ориентироваться на Приказ Минтранса России от 12.04.2010 г. № 87. В частности, в нем сказано, что дополнительная оценка уязвимости проводится при принятии новых требований в части произошедших изменений. СТИ должны оценить произошедшие изменения на ОТИ и принять решение о необходимости проведения дополнительной оценке уязвимости.

Также в ходе дискуссии обсуждался ряд других вопросов, актуальных для профессионального сообщества, в том числе положения постановления Правительства РФ № 1603.