Заемщики набирают кредиты по отложенной нужде
В августе объем выдачи товарных кредитов вырос на 10 % по сравнению с июлем, когда портфели лидеров рынка падали в цене. Но эксперты и участники рынка не связывают это с ростом кредитоспособности населения и считают явление временным. В период самоизоляции большинство российских банков полностью прекратили выдачу POS-кредитов. В апреле на карантин полностью закрылись все торговые центры и развлекательные заведения. Из-за этого, по оценкам аналитиков, рынок POS-кредитования пострадал больше остальных. За восемь месяцев 2020 года банки выдали 3,8 млн POS-кредитов на общую сумму в 148,5 млрд руб. Это на 29 % меньше чем прошлогодние показатели. На этом фоне в сегменте POS-кредитования сменился лидер. Им стал Почта Банк. В августе его портфель достиг 43,5 млрд руб., увеличившись на 1,7 % к июлю и 2,6 % к августу прошлого года, говорит директор по развитию партнерской сети Почта Банка Андрей Павлов. В руководстве Почта-банка отмечают, что важнейшим драйвером роста стало увеличение доли продаж в онлайне. В числе факторов такого подъема, банк отметил правильный фокус на самых перспективных и прибыльных клиентов этого сегмента, онлайн-канале продаж и ключевых партнерах. Однако эксперты скептично оценивают перспективы дальнейшего роста POS-сегмента. Аналитик БКС Егор Дахтлер считает, что на фоне снижающейся покупательской способности это краткосрочная реализация отложенного спроса. В Объединенном кредитном комитете говорят, что сдерживающим фактором для восстановления POS-сегмента является неопределенность с уровнем кредитоспособности населения. «Сейчас нельзя говорить о каких-то тенденциях. Это такие полусезонные вещи — начиная с осени всегда растет кредитование. В сентябре-октябре начинается активизация потребительской активности. Такая активация потребительского сезона», — говорит директор Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Георгий Остапкович. Эксперт уверен, что эти всплески традиционны — ритейл и банки начинают ловить момент и стимулируют спрос. Однако сейчас слишком высок фон неопределенности. В первую очередь санитарной неопределенности, связанной со второй волной пандемии. Восстановление потребительского спроса может происходить только за счет роста экономики, а в России из всех отраслей «более-менее нормальное состояние» у сельского хозяйства и промышленности. Поэтому стоит ожидать, что сокращение потребительской активности и многое будет перенесено в отложенный спрос. По словам аналитиков, до конца года точно не стоит ждать всплеска потребительской активности. Данные Росстата говорят, что во втором квартале 2020 года реальные располагаемые доходы населения упали на 8 % — россияне недополучили больше триллиона рублей. О сезонном спросе говорят и ритейлеры: в торговых центрах удалось восстановить посещаемость лишь на уровне 60–85 % от показателей прошлого года. Ранее эксперты также отмечали, что с октября суды будут забиты банкротствами и дефолтами по долгам. Важно помнить и о высоких рисках POS-кредитов и ужесточении требований банков к заемщикам, а платежеспособная аудитория предпочитает пользоваться картами с льготным периодом кредитования. В связи с этим, четвертый квартал, вероятно, окажется куда менее прибыльным. Иван Афонин