Аналитики сообщили о рекордном росте просрочки по автокредитам

Объем автокредитов с просроченной задолженностью за два месяца вырос на рекордные с начала 2018 года 4,2% и к 1 июня составил 51,9 млрд руб., говорится в совместном исследовании НАПКА и БКИ «Эквифакс». «Одновременно с падением рынка кредитования рост показывала просроченная задолженность в этом сегменте. Только за два месяца она выросла на рекордные с начала 2018 года 4,2% и достигает 51,9 млрд рублей. При этом доля просроченной задолженности 90+ в портфеле выросла на 0,6 п.п. до 6,5%» — говорится в отчете исследования. К 1 апреля объем просроченной задолженности по автокредитам составлял 49,8 млрд руб. Он почти не изменился по сравнению с показателем на начало года — 49,2 млрд руб. Количество просроченных автокредитов за апрель-май выросло по сравнению с показателем на 1 апреля на 3,5% — до 112 тыс. По данным аналитиков, сейчас общая доля просроченных автокредитов превышает 7,2% от общего портфеля. «Фактически уже каждый 13 кредит на автомобиль находится в дефолте, в начале года лишь по каждому 15 такому кредиту были проблемы с выплатами», — отметили аналитики. По данным исследования, наибольший объем просроченной задолженности сформировался в Москве, Краснодарском крае и Санкт-Петербурге — 12,1%, 6,2% и 5,5% соответственно. Наименьший — в Красноярском крае (1,3%) и Саратовской области (1,2%). Чаще других допускают задержки при погашении полученных кредитов собственники Ford Focus, Toyota Camry, Kia Rio, Hyundai Solaris, рассказали аналитики. 70% должников – мужчины. Около половины из них в возрасте 25-35 лет. У 90% из них автомобиль, находящийся в залоге, является единственным. В исследовании также отмечается, что меньше половины россиян по итогам 2020 года смогут приобрести автомобиль без использования кредита. Так, в кредит будут продаваться около 60% автомобилей, считают аналитики. В 2019 году этот показатель составлял 56%, в 2018% – 47%. При этом банки продолжат проводить жесткую кредитную политику в сфере автокредитования, заявили в НАПКА и БКИ «Эквифакс». «Необходимо принимать в расчет и тот факт, что банки ужесточили кредитную политику и вряд ли в ближайшее время будут готовы пересматривать свои риск-модели. По самым оптимистичным данным, в настоящее время доля одобренных кредитных заявок не превышает 40%. Напомним, что в начале года этот показатель был на уровне 46%, в начале 2019 года – 50%. Как следствие, рынок кредитования будет восстанавливаться достаточно сдержанными темпами», – сказано в исследовании. Аналитики подчеркнули, что если восстановление рынка автокредитования продолжится без повторных потрясений, то на «доковидный показатель» он выйдет ближе к зиме. В целом за апрель-май портфель автокредитов в России сократился более чем на 40 млрд руб., что стало рекордным снижением за последние пять лет, говорится в исследовании. Так, в конце марта 2020 года объем автокредитов превышал 840,6 млрд руб., а к началу июня составил около 801 млрд руб. В количественном выражении портфель сократился на 63,8 тыс. и составил на начало июня 1,5 млн кредитов.