Ветхое жилье: с расселением не всё просто
«Как мы зиму переживем? Часть квартир застройщик расселил, но оставшиеся пять в нашем доме уже не «потянул». Теперь полдома пустует. А он же полублагоустроенный, все коммуникации изношены. Я-то углем топлю, а соседние квартиры не отапливаются. В итоге у нас прошлой зимой перемёрзли стены. А у меня ведь ребенок маленький! Не получится нас теперь переселить?» Жильцы разваливающейся старой двухэтажки в микрорайоне Новоленино показали представителям иркутских городских и областных властей, в каких условиях им приходится существовать. Надо сказать, обладатели квартир в аварийных домах по ул. Розы Люксембург в своей беде не одиноки. «Назрело» в регионе у многих. Неслучайно проблемные вопросы переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда на прошлой неделе обсуждались на муниципальном часе в Законодательном собрании Иркутской области.«Недоразвитие» новоленинской территорииНа самом деле, четыре года назад ситуация с 29 обветшалыми домами в Ленинском округе города Иркутска не выглядела такой печальной. Нашелся застройщик, готовый по договору развития застроенных территорий расселить аварийное жилье и построить на его месте современный квартал. Но что-то пошло не так, и инвестор с намеченным не справился. В настоящий момент обязательства исполнены на 4% от запланированных объемов. В судебном порядке идет расторжение контрактов, взыскание пени. А что с переселением людей?Прямо на месте, у серых подъездов и облупленных стен, решение проблемы с жильцами 29 июня обсудили председатель Законодательного собрания Иркутской области Александр Ведерников, вице-спикер Кузьма Алдаров, председатель профильного комитета по собственности и экономической политике Николай Труфанов, мэр Иркутска Руслан Болотов, председатель городской думы Евгений Стекачев, а также зампред думы Леонид Усов.Евгений Стекачев обратил внимание, что Иркутск имеет многолетний опыт реализации программы развития застроенных территорий (РЗТ) при партнёрстве муниципальных властей и строительных компаний. Есть и положительные примеры, но нельзя отрицать такую проблему, как финансовая нестабильность застройщиков. Зачастую бизнес не совсем верно просчитывает экономическую целесообразность того или иного проекта. Не полностью отдавая себе отчет по перспективам, компании заходят на площадки, расселяют несколько домов, что-то строят, а потом либо уходят в банкротство, когда понимают, что не могут реализовать обязательства, либо сталкиваются с другими сложностями. А муниципалитет в таком случае обязан за свой счет доводить проект до конца, что тоже выливается в огромные суммы финансовой нагрузки на бюджет.Так и получилось с новоленинским проектом РЗТ. Жилые дома на ул. Норильская, Розы Люксембург, в переулке Восточный, признанные аварийными в 2013-2014 годах, сейчас уже включены в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья (если быть точным, программу «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019-2025 годах»).«Горожане страдать не должны! — считает мэр Руслан Болотов. — В данном случае у нас есть возможность воспользоваться средствами адресной программы и переселить жителей в комфортные условия. После сноса домов территория площадью около 10 га будет отдана под строительство объектов социальной инфраструктуры. Здесь мы планируем размещение новых школы и детского сада».В свою очередь спикер областного ЗС Александр Ведерников заявил, что проблема расселения аварийного жилья актуальна не только для столицы региона, но и для других населенных пунктов Приангарья. Тема получила продолжение 30 июня на площадке Заксобрания, где в рамках муниципального часа с предложениями по этому острому вопросу выступили представители территорий.Сколько денег — столько «квадратов»Братск — еще один город Приангарья, где наряду с Иркутском крайне высока доля аварийного жилья. В рамках дискуссии областные парламентарии заслушали доклад председателя братской думы Ларисы Павловой.«Программа реализовывалась с большим трудом, учитывая большие объемы переселения, — рассказала Лариса Михайловна. — Темпы зависели от возможностей предприятий, производящих основные строительные материалы, а также готовности и желания застройщиков участвовать в программе». Существенным препятствием представитель Братска назвала низкую стоимость квадратного метра жилья — такие муниципальные заказы строительным компаниям были малоинтересны. А те, кто всё же входил в проект, нередко потом банкротились.Она также обратила внимание на еще один вопрос, который считает значимым для всех муниципалитетов, участвующих в обсуждаемой программе. Речь о финансировании сноса расселенных аварийных домов.Евгений Стекачев по основным пунктам поддержал братскую коллегу. По словам председателя думы г. Иркутска, в областном центре вопрос необходимости увеличения стоимости квадратного метра в программе расселения стоит еще острее. Получается, что средняя стоимость рассчитывается в целом по региону, тогда как в Иркутске цена на жилье значительно ее превышает. Так, если на реализацию программы было выделено 588 млн рублей, из которых софинансирование из областного бюджета составило 41 млн, то Иркутск должен был выделить также 41 млн рублей. Однако областному центру пришлось брать «бремя доплаты» на себя и компенсировать застройщикам еще 160 млн рублей с учетом реальной стоимости строительства.Для решения проблемы ветхого и аварийного жилья предложено увеличить процент финансирования Иркутска как областного центра. Также Евгений Стекачев считает, что привлекательность участия в программах с точки зрения застройщиков повысила бы возможность прохождения негосударственной (!) экспертизы.Отдельно спикер иркутской думы ещё раз остановился на механизме РЗТ. Для более эффективной работы в этом направлении нужно формировать привлекательные для инвесторов площадки. Каким образом? Необходимо внести изменения в федеральное законодательство, считает Евгений Стекачев. И в этом вопросе Иркутск ждет поддержки от регионального парламента. Муниципалитетам нужны полномочия по расселению не только ветхих и аварийных многоквартирных домов, но и частного сектора.По итогам обсуждения депутаты Законодательного собрания обещали проработать все озвученные предложения. А главная рекомендация парламентариев в текущий момент: рассмотреть возможность предоставления муниципальным образованиям Иркутской области субсидии из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств по сносу расселенного аварийного жилищного фонда.«Факт неоспорим — муниципалитетам необходима финансовая помощь», — реплика по ходу муниципального часа, резюмирующая общую идею. Всё-таки возможности областной казны куда больше, чем у территорий. А если нарастить поддержку федерации и на самом высоком уровне лоббировать ряд инициатив, то шансы преобразить города Приангарья, обновив жилой фонд, вырастут в разы. В контексте Ветшаем повсюдуПарламентарии обратили внимание на проблемы ветшающего жилого фонда в разных муниципальных образованиях. Так, по словам Ольги Безродных, поступает много обращений от жителей города Зимы. Николай Труфанов рассказал, что остро стоит вопрос в Мамско-Чуйском районе. Степан Франтенко напомнил, что до сих пор остается открытым вопрос переселения жителей многоквартирного дома в Усольском районе на территории профилактория «Утес», ситуация в котором несколько лет находилась на контроле депутатов Заксобрания. В свою очередь правительственный час в рамках прошедшей сессии ЗС был посвящен еще одному злободневному вопросу, касающемуся состояния жилого фонда, — капремонту многоквартирных домов.По информации первого зама министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Романа Орноева, в региональную программу капремонта включено в общей сложности 14 535 домов. За время ее реализации с 2014 года был произведен ремонт 1 174 домов, и ежегодно этот показатель растет. Однако годовые планы не исполняются полностью в срок. При этом собираемость взносов с населения по итогам 2019 года составила 85%.Исполняющий обязанности генерального директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вадим Лысов подтвердил, что в предыдущие годы было допущено отставание. Но динамика в первом полугодии текущего года положительная. Так, Иркутская область занимает второе место в СФО по объему работ, выполненных к 1 апреля — 8,3%, четвертое место по объему заключенных договоров подряда — 49,7%. Руководитель службы государственного жилищного надзора Иркутской области Валерий Десятов сообщил, что в прошлом году было проведено 62 проверочных мероприятия в фонде. Проверки этого года показали, что большинство замечаний, выявленных ранее, устранены.Среди сдерживающих факторов эксперты упомянули исполнение фондом функций технического заказчика, но их теперь возможно передать муниципалитетам.Заместитель председателя Законодательного собрания Ольга Носенко в частности отметила успешную практику привлечения муниципальных образований в качестве технического заказчика, поскольку органы местного самоуправления лучше знают особенности своих территорий: «Те муниципалитеты, которые используют этот подход — Свирск, Саянск, Усолье-Сибирское и Байкальск — показывают хорошие результаты. Это правильный путь».По итогам обсуждения, Заксобрание приняло постановление с рекомендациями правительству по совершенствованию работы фонда и усилению контроля над его работой.