Ипотека: низкая ставка — хорошо, гибкий банк — хорошо вдвойне
По данным Банка России, ставка по ипотечным кредитам для долевого строительства впервые упала ниже 6%. Как подчеркивает портал Единый реестр застройщиков, в целом по всем видам выданных в мае ипотечных жилищных кредитов средневзвешенная ставка составила 7,4% — это на 3,13% ниже, чем в мае 2019-го. А вот годовое снижение ставки по кредитам, выданным для долевого строительства, — целых 4,25%. При этом размер среднего ипотечного кредита за год вырос на 5% и теперь составляет 2,33 млн рублей, хотя рост по ипотечным кредитам для долевого строительства — только 1,1%. Еще статистика Банка России гласит, что с января по май 2020-го года ипотечных кредитов в сегменте долевого строительства было выдано на 0,2% больше, чем за тот же период 2019-го. А ведь по итогам января‑апреля наблюдалось отставание от прошлого года на 4,4%. Иными словами, если верить статистике, за один только май ипотека не просто отыграла пандемийное падение, но и серьезно нарастила мускулы. К примеру, в сегменте долевого строительства нынешний май обскакал прошлый сразу на 21,2%. В целом же в мае доля ипотечных кредитов для долевого строительства в общем объеме выданных в РФ кредитов всех видов составила 9,4%, а в объеме всех видов ипотечных жилищных кредитов — 40,2%. Все эти подсчеты, безусловно, очень важны: ставка, размер первоначального взноса, сумма ежемесячного платежа — финансовые характеристики кредита являются ключевыми и вообще для принятия решения, брать ли кредит, и для выбора конкретного банка для оформления ипотеки. Правда, председатель правления СДМ-Банка Максим Солнцев уверен, что есть и другие, нефинансовые параметры. Максим Солнцев председатель правления СДМ-Банка «Что такое услуга по предоставлению ипотечного кредита? Это, безусловно, параметры, связанные со ставкой, безусловно, параметры, связанные с профилем риска, но в то же время, как и любая другая услуга, кредитная услуга нуждается в правильном интерфейсе. Ключевое, конечно, коммуникация с банком — насколько дружелюбен интерфейс, насколько сотрудник оперативно и правильно и предоставляет документ, и обрабатывает документ. И еще такая важная вещь, как способность банка к гибкому восприятию информации и отклонениям. Для клиента, который более-менее штатный, стандартный,это не так важно, а для тех клиентов, у кого более сложная схема, либо более сложная сделка, особенно если это какая-то альтернативная сделка, нужна, безусловно, гибкость банка». И еще один аспект — формат подписания документов: насколько банк готов быть гибким в этом вопросе, во сколько и на сколько клиент может приехать, каковы будут санитарные условия. Все это теперь тоже становится важным, отмечает Максим Солнцев.