Россияне тратят миллиарды рублей на покупку продуктов онлайн. Кому это выгодно
В России онлайн-заказ продуктов пока только набирает популярность, но в 2018 году объем таких покупок составил 23 миллиарда рублей, показав рост на 50 процентов. А у некоторых игроков объем онлайн-покупок и вовсе вырос в несколько раз. «Лента.ру» рассказывает о перспективах развития этого рынка в стране. Первый офлайн-магазин компания «Утконос» открыла в 2002 году, а позже развернула целую торговую сеть. Однако дело не пошло, прибыли не было, и магазины закрылись. Сейчас «Утконос» с годовым оборотом в 10,2 миллиарда рублей является лидером рынка e-grocery — онлайн-заказа продуктов питания и товаров повседневного потребления. В 2013 году был запущен сервис Instamart (в ноябре сменил название на «СберМаркет»). После появления сервиса начался бум открытия служб доставки, которые, в отличие от «Утконоса», ориентированы не только на качество доставляемых продуктов, но и на скорость доставки. Кроме того, они отличаются от «Утконоса» отсутствием складов с продуктами, так как предпочитают работать с партнерами вроде Metro Cash&Carry, «Ленты», Selgros, «Ашана». Фактически курьер службы доставки как обычный покупатель заходит в магазин и набирает товары по списку клиента, а потом в минимальные сроки отвозит заказ. Ассортимент ограничен позициями в магазинах-партнерах, зато срок доставки сократился до 1-2 часов. После того как ниша показала свои перспективы, ей заинтересовались и ретейлеры. Одним из первых российских ретейлеров, который начал работать в сегменте e-grocery, стал «О'Кей». Сеть открыла интернет-магазин и доставку в Москве и Санкт-Петербурге в 2015 году. Сейчас «О'Кей», согласно данным «Infoline-Аналитики», лидирует среди ретейлеров с оборотом 1,7 миллиарда рублей по итогам 2018 года. Другие ретейлеры присоединились позднее, например «Ашан» запустил интернет-магазин в 2017-м. По итогам 2018 года оборот сети гипермаркетов составил 1,5 миллиарда рублей. Столько же у «Азбуки Вкуса». Сеть «Перекресток» (принадлежит X5 Retail Group) начала эксперименты с доставкой товаров в апреле 2017 года, а в 2018-м годовой оборот этого подразделения компании вырос почти в шесть раз — до 1,2 миллиарда рублей. В августе 2019 года сеть открыла в Москве третий и самый крупный склад, который специализируется на обслуживании только интернет-заказов. Его вместимость — 35 тысяч наименований. При этом по условиям доставки «Перекресток» схож с «Утконосом»: возможна доставка в тот же день при заказе до 15:00. «Яндекс», начавший тестировать сервис «Яндекс.Лавка» в июне 2019 года, главной особенностью сделал очень быструю доставку — всего 15 минут. «Наша доставка быстрее, чем поход до ближайшего магазина. Цены у нас как в обычных магазинах», — объяснял руководитель «Яндекс.Лавки» Илья Красильщик. По сути, «Яндекс.Лавка» с ассортиментом в 1500 наименований является альтернативой магазина у дома, куда можно быстро сходить за нужными товарами, пусть выбор там и не такой большой, как в гипермаркете. Сервис регулярно открывает новые склады в разных районах города, чтобы укладываться в сроки доставки. По такой же модели работает и сервис «Самокат», который изначально работал только в Санкт-Петербурге, но теперь запустил доставку и в Москве. На российском рынке e-grocery могут появиться новые игроки, но для выхода на рынок, как утверждает управляющий и сооснователь сервиса iGoods Григорий Кунис, нужно не менее 200 миллионов рублей. В России заказ продуктов на дом в объеме всех продаж ретейлеров занимает сейчас меньше одного процента. Но, как считает гендиректор Infoline Иван Федяков, к 2023 году объем продаж в этом сегменте может вырасти до 200 миллиардов рублей, а доля превысит пять процентов. Пример других стран подтверждает, что данный показатель может быть и выше. Например, в Великобритании и Южной Корее доля e-grocery достигает 10-15 процентов. Какая модель победит в России? По словам Мстислава Воскресенского, предсказать, какая именно модель станет лидирующей на российском рынке, сложно. Но уже сейчас можно сказать, что модель, которую воплощает «Перекресток», очень хорошо себя показывает. «За два года они по выручке прошли путь, на который "Утконос" потратил 20 лет», — говорит Воскресенский. Подробнее о рынке доставки продуктов читайте на новом ресурсе для большого бизнеса Сбер Про.