Итоги 2019 года: топ-7 самых громких событий в большой экономике
После проседания в первом полугодии ситуация выровнялась и со второй половины активность снова выросла. Доля российских респондентов в опросе EY, которые верят в рост экономики страны, выросла с 60 % в октябре 2018 года до 86 % к апрелю текущего года. Число топ-менеджеров, которые заметили признаки стагнации экономики упало в три раза – до 11 %. Эксперты связали эти изменения, в том числе, и с успехами на фондовом рынке: индекс Московской биржи достиг исторического максимума зимой 2019 года, рост показал и деноминированный в долларах индекс РТС (основной индикатор фондового рынка России). 1. В первом полугодии интерес иностранных инвесторов к российским активам резко снизился из-за санкций, низкого платежеспособного спроса и ухудшения делового климата в связи с уголовным делом против основателя Baring Vostok Майкла Калви. Дело одной из старейших инвестиционных компаний, работающих в России, Baring Vostok стало самым громким скандалом большой российской экономики 2019 года. Гражданина США Майкла Калви задержали 15 февраля по подозрению в особо крупном мошенничестве. Следствие считало, что Калви похитил в начале 2017 года 2,5 млрд рублей у банка «Восточный». В феврале 2017 года «Первое коллекторское бюро», принадлежащее Baring Vostok, предложило «Восточному» погасить кредит в 2,6 млрд рублей 59,9 % акций люксембургского фонда International Financial Technology Group (IFTG) ценой чуть больше 3 млрд рублей. После завершения сделки аудитор «Восточного» обнаружил, что полученные акции, по его мнению, стоят не больше 700 тыс. рублей. В сентябре «Российское общество оценщиков» провело экспертизу и оценило стоимость 59,9 % акций IFTG в 3,8 млрд рублей. Источник, близкий к акционерам банка «Восточный» указал, что, если бы еще до задержания Калви была проведена качественная доследственная проверка, крупного международного скандала удалось бы избежать. 2. В августе 2019 года последний зарубежный эксплуатант российских самолетов Sukhoi SuperJet 100 начал их продажу. Мексиканская компания Interjet владела 22 SSJ 100. Источники, знакомые с решениями компании, заявляли, что компания намеревается продать все SSJ, которые сможет. Из всего парка задействованы в авиаперевозках были лишь шесть бортов, остальные 16 стояли в аэропорту не менее полугода. По официальной версии, причина такого решения – тяжелое финансовое состояние Interjet. Напомним, 5 мая этого года борт Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот» потерпел крушение при посадке в аэропорту «Шереметьево». Это привело к гибели 41 человека, 37 пассажиров и членов экипажа выжили. После этого в информационном поле неоднократно поднимался вопрос о безопасности этого самолета, в том числе предлагалось вовсе убрать SSJ 100 из авиапарков. 3. 9 мая крупнейший российский онлайн-рекрутер HeadHunter провел первое публичное размещение акций (IPO). HeadHunter стала первой за пять лет российской компанией, разместившейся на зарубежной площадке. Компания разместила 32% капитала в виде американских депозитарных акций на бирже Nasdaq. Размещение акций прошло по верхней границе диапазона – 13,5 доллара. При такой цене размер выпуска составил 220,1 млн долларов, а вся компания была оценена в 675 млн долларов. За первые два дня после размещения капитализация компании выросла почти на четверть – до 837 млн долларов. 4. В июне компания «Севергрупп» Алексея Мордашова выкупила 78,73 % в одном из крупнейших российских ретейлеров «Лента». Сумма сделки составила 1,4 млрд долларов. Примечательно, что в апреле несколько миноритарных акционеров Ленты пытались приостановить сделку, так как были недовольны ценой предложения «Севергрупп». Активисты попросили независимых директоров начать переговоры с «Магнитом» по поводу покупки сети гипермаркетов. В «Ленте» сообщали, что 1 апреля «Магнит» сделал официальное предложение купить 100 % ретейлера по цене 3,65 доллара за расписку, что было на 1,4 % выше, чем предложение «Северстали». В итоге испанский Bestinver 30 мая продал 3,01 % ретейлера, так же поступил и Райффайзен капитал, в то время как один из миноритарных акционеров Prosperity Capital не стал продавать бумаги из-за низкой цены предложения. 5. 21 января 2019 года стало известно о слиянии между компаниями «Дикси», «Бристоль» и «Красное и белое». Владельцам компаний «Дикси» и «Бристоль» – Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву в объединенном бизнесе будет принадлежать 51 %. Оставшиеся 49 % оказались у Сергея Студенникова, владельца сети «Красное и белое». Объем сделки остался неизвестен. Фактически сделка дает ее участникам усиление позиций сразу в двух сегментах – алкогольном и табачном. В сегменте алкомаркетов у новой объединенной структуры фактически конкурентов нет. На конец 2017 года у «Дикси» было более 2700 магазинов, у «Красного и белого» – почти 5600, а у «Бристоль» – 2875 точек. После объединенной сети идет «Лит.ра», у которой на начало 2018 года было всего 472 точки, «Ароматный мира» с 470 магазинами и «Горилка» (303). 6. Потрясением для части малого бизнеса стал закон, который с 1 октября 2019 года запретил размещать хостелы в многоквартирных домах. На начало года 53 % российских хостелов в крупных городах находились в жилых домах. Больше всего это было распространено в Санкт-Петербурге, где доля хостелов в многоквартирных домах дошла до 77 %. Почти такой же высокий процент в Екатеринбурге – 76 %. Третье место у Новосибирска – здесь 65 % хостелов соседствовали с жильем. С марта 2017 года по март 2019 года число хостелов в 16 крупнейших городах России выросло на 23 % – до 1,78 тысячи организаций. Наибольший темп роста показала Москва, где за год число хостелов увеличилось на треть – до 719. 7. В Москве 27 ноября состоялся аукцион по продаже 50 % плюс 2 акции «Трансконтейнера» (6,95 млн штук), принадлежавших «дочке» РЖД – Объединенной транспортно-логистической компании. Стартовая цена составила 36,16 млрд рублей. Победителем торгов стала компания «Дело-центр», которая предложила за пакет 60,3 млрд рублей. За актив помимо группы «Дело» боролись «Енисей капитал» (принадлежит Evraz Романа Абрамовича и Александра Абрамова) и Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина. Причем «Енисей капитал» уже владеет 24,74 % «Трансконтейнера». Отметим, «Трансконтейнер» – крупнейший в России оператор контейнерных перевозок. У компании сеть более чем из 60 терминалов в России, Казахстане и Словакии, в парке – 27 819 фитинговых платформ и 74 118 контейнеров. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин