Автомобильная отрасль как зеркало экономики: прогноз-2020
2019-й стал сложным годом для автомобильного рынка — продажи падают, а автопроизводители вынуждены повышать цены на авто. С начала года стоимость некоторых моделей выросла до 12%, на это повлияло и увеличение НДС, и рост акцизов. Замедлить сокращение емкости рынка не в силах и программы господдержки — в том числе из-за того, что объем выделенных средств сократился (18,1 млрд рублей в 2018 году, 10 млрд — в 2019-м). Ожидать положительных изменений в следующем году также не стоит: реальные доходы населения не вырастут, а объемы субсидирования уменьшаются — в 2020 году на это будет выделено 10,5 млрд, в 2021–2022 годах — 5 млрд. Негативные тенденции также подтверждают итоги 2019 года. Итоги 2019 года По итогам одиннадцати месяцев 2019 года автомобильный рынок просел на 2,8%.Самыми популярными моделями авто стали Lada Vesta, Lada Granta и Kio Rio — автомобили, на которые в этом году распространялись программы господдержки. При этом сегмент SUV по-прежнему занимает самую большую долю рынка легковых авто — 43%. Лидерство здесь принадлежит корейскому бренду Hyundai. Чаще всего автомобили в 2019 году приобретали в кредит. Так, по состоянию на октябрь 2019-го было выдано более полумиллиона кредитов на покупку авто на общую сумму в 598,5 млрд рублей. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года общая сумма автокредитов достигла 505,5 млрд рублей. Причем чаще всего россияне приобретают в кредит бюджетные модели, на которые в том числе распространяются программы господдержки. В этом году субсидии выделялись дважды — в марте и в июле. В среднем их хватало на три месяца, что было вызвано высоким спросом со стороны населения. Только по итогам мая количество автомобилей, реализованных по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», превысило 63 000 единиц. Продление программ поддержки простимулировало покупку еще 75 000 авто. Прогноз на 2020 Прогноз на следующий год нельзя назвать позитивным. В первую очередь сказывается отсутствие роста реальных доходов населения, которое продолжается пятый год подряд. Во-вторых, свою роль играет политика государства. Несмотря на то, что правительство реализует программы льготного автокредитования, одновременно с этим на рынок негативно повлияет повышение утилизационного сбора, увеличение которого было одобрено в ноябре. Одновременно с ситуацией на российском рынке нельзя не отметить общее падение продаж новых автомобилей и в других странах — США (на 1,6%), Великобритании (на 6,7%), Китае (на 5,8%). Зато растет спрос на автомобили в Европе — в октябре этот рынок показал десятилетний максимум, продемонстрировав увеличение продаж на 8,6%. Однако спрос на авто в европейских странах формирует новый сегмент рынка — электрокары. В России спрос на эту категорию авто отсутствует, к 2025 году продажи могут вырасти на 30% (но в штуках это незначительные показатели), на что может повлиять политика государства, например увеличение утильсбора. В целом в 2020 году снижения продаж также можно ожидать на уровне 2–3%. Свою роль играет общая экономическая ситуация в стране. Снижение продаж на авторынке в целом отражает состояние экономики — спад промышленного производства и отсутствие роста доходов россиян.