Эти квартиры ничтожно малы. Почему россияне готовы их покупать?
В России набирает популярность формат малогабаритного жилья — в строящихся столичных домах, например, четыре из ста квартир имеют площадь менее 30 квадратных метров. Представители медицинского сообщества бьют тревогу: теснота, по их мнению, опасна для здоровья — от нее развивается клиническая депрессия, ухудшается зрение, усугубляются диабет и гипертония. Правда, покупателей подобные угрозы не очень волнуют — микрожилье наращивает свои позиции на рынке, да и некоторые врачи уверены, что риски сойти с ума сильно преувеличены. Добровольное заточение в бетонной коробке — в материале «Ленты.ру».
«Только сегодня! Для вас доступно целых 11,7 метра собственной, хоть и небольшой площади, бесподобный вид на… забор и стиральную машину? Но неважно! Нашей стране есть чем гордиться», — так иронично описал микроквартиру, выставленную на продажу в Санкт-Петербурге, пользователь одного из популярных интернет-форумов.
В комментариях к публикации его тут же осудили за придирчивость — выяснилось, что многие не то что в принципе не против существования компактного жилья, но и готовы в нем пожить.
«Что с тобой не так? Я лично не покупаю говно, которое мне не нравится, а ты не можешь удержаться?», «Людей туда насильно заселяют что ли? В заложниках держат, законодательно запрещают иметь другую квартиру или что? В чем претензия? К тому же это спрос рождает предложение, а не наоборот», «Шикарное жилье. Можно лежать на кровати за компом и не вставать неделю», — так отреагировали на критику маленькой квартиры интернет-пользователи.
Застройщики, продающие мини-жилье, выдохнули с облегчением: покупатель найдется.
Мало, но много
По данным агентства Est-a-Tet, в настоящее время на московском рынке новостроек около четырех процентов лотов (квартир и апартаментов) имеют площадь до 30 квадратных метров. Рекордсмены компактности — два проекта под брендом My Space, реализуемые на Дегунинской и на 2-й Фрезерной улицах (в Северном и Юго-Восточном округах соответственно). В зданиях бывших общежитий застройщик планирует разместить апартаменты площадью от 11,6 квадратного метра. Эти дома будут капитально отремонтированы (с заменой всех коммуникаций, электропроводки, оконных рам). Все жилые помещения продаются с отделкой, а в проекте на 2-й Фрезерной — даже с кухней. Цена — 3,1-3,2 миллиона рублей.
Жилье площадью до 19 квадратных метров можно найти еще в четырех столичных комплексах: в «Донском квартале» (станция метро «Тульская») 18-метровые апартаменты с отделкой стоят 4,6 миллиона рублей, в «Yes Технопарк» (станция «Технопарк») лоты площадью 18,6 метра предлагаются уже за 8 миллионов. Еще в двух проектах представлены студия площадью 18,9 квадратного метра за 4,3 миллиона рублей в ЖК «Level Амурская» (метро «Черкизовская») и лот аналогичного размера за 5,1 миллиона рублей в ЖК «Мещерский лес» («Говорово»).
Квартиры и апартаменты площадью 19-20 квадратных метров продаются в ЖК Академика Павлова (метро «Молодежная», 6,7 миллиона рублей за лот размером 19,6 метра), в «Yes Ботанический сад» (метро «Ботанический сад», 5,8 миллиона за лот такой же площади), в ЖК «Ильменский,17» и ЖК «Люблинский парк» («Селигерская» и «Люблино», 19,8 метра, бюджеты — 4,4 миллиона и 4 миллиона рублей соответственно).
«Лоты площадью менее 30 квадратных метров представлены даже в премиальном сегменте, — отмечают риелторы Est-a-Tet. — Так, например, в комплексе апартаментов Roza Rossa реализуются студии площадью от 28,3 квадратного метра, при этом минимальная стоимость апартаментов с дизайнерской отделкой и оборудованной кухней — 26,3 миллиона рублей».
Отдельный сегмент — вторичные малогабаритки в советских домах. Их в продаже по московским меркам немного, менее полусотни. В большинстве случаев речь идет о студиях площадью до 15 квадратных метров, расположенных на первых этажах. Зачастую такие лоты продаются только за наличные и без возможности использования ипотеки, что сразу говорит об их юридическом статусе. По факту это доли, иногда даже нежилые помещения, захваченные ушлыми дельцами.
В базе ЦИАН по цене до 2,7 миллиона рублей есть такие варианты в панельных домах около «Выхино», «Люблино», «Щелковской», «Пятницкого шоссе». Типичное описание: «К сожалению, ипотеку и материнский капитал использовать нельзя. Только наличный расчет. Также действует акция: при бронировании студии в день показа — скидка 50 тысяч рублей. При покупке студии вы получаете московскую прописку и можете прописать еще и своих родственников».
Доктор запретил
Можно прописать и даже жить — и вместе болеть. «Проживание в подобного рода квартирах имеет очевидные финансовые выгоды, однако с медицинской точки зрения такой вариант нельзя назвать оптимальным, а иногда подобный формат жилища и вовсе вреден, — говорит Павел Никитин, врач ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко. — Влияние на психологическое состояние человека, конечно, во многом зависит от особенностей его личности и психотипа». Никитин отмечает, что сама по себе жизнь в маленькой квартире вряд ли спровоцирует развитие таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет или гипертония, но может способствовать утяжелению их течения.
Кроме того, по его словам, микроквартиры вредны в эпидемиологическом смысле: малая площадь и отсутствие хоть какой-то возможности для изоляции человека с острым инфекционным заболеванием (например, с банальной ОРВИ) существенно повышают риск заражения других членов семьи.
«Безусловно, этот риск может быть снижен за счет вакцинации, но, во-первых, вакцины не дают стопроцентной защиты, во-вторых, даже в случае вакцинации карантинизация все равно важна, так как снижает риск заражения», — подчеркивает специалист.
Психоаналитик Лариса Великанова предупреждает: психика обитателя микроквартиры постепенно разрушается. Закрытое тесное пространство — это дополнительный стресс для жителя мегаполиса, и без того находящегося в постоянном напряжении. Каждому человеку нужно иногда побыть в тишине, отдохнуть и иметь для этого собственное пространство, поясняет эксперт. В маленькой студии, особенно если в ней живут два, а то и три человека, это невозможно.
«На ум приходят иллюстрации из антиутопий, где люди будущего трудятся весь день, а затем приходят в крошечную капсулу только для того, чтобы лечь спать, надев шлем или наушники, навевающие приятный и здоровый сон, — говорит Великанова. — Тенденция, которую мы наблюдаем сейчас в ситуации с активным внедрением в жилой фонд микроквартир, выглядит на этом фоне пугающей. Основные покупатели такого жилья — это приезжие из провинции, которые хотят заработать, но не могут сделать этого у себя на родине. Выходит, что в поисках лучшей жизни они меняют одну свободу на другую, кажущуюся и угрожающую душевному здоровью».
Специалист уверена: микроквартира — это жилье исключительно для одиночек, и потому популяризация этого формата вредна.
«Каждому человеку для успешного психического функционирования необходим другой, — поясняет Великанова. — Ему нужен партнер для разговоров перед сном, совместного отдыха, для создания семьи. Одиночество, изоляция и пространственные ограничения весьма опасны для психики человека».
Рост числа студий в продаже спровоцирует и рост распространенности депрессивных и тревожных расстройств, сетует эксперт.
Ярослав Конышев, врач-терапевт, старший консультант сервиса консультаций «Теледоктор 24» предупреждает, что длительное пребывание в пространстве небольшой площади может вызвать ухудшение зрения.
«Возможно развитие спазма аккомодации (так называемой ложной близорукости — прим. «Ленты.ру») и снижение остроты зрения, — уточняет Конышев. — Есть перечень требований к жилищу — например, световой коэффициент и другие. Остается надеяться, что при постройке домов и планировке микроквартир были соблюдены гигиенические требования».
Маленький — понятие относительное
Некоторые представители медицинского сообщества, впрочем, считают, что размер квартиры значения не имеет. «Если есть санузел и окно, а квартира отапливаемая, то абсолютно никакого вреда от такой квартиры нет, — убеждает магистр психологии Андрей Смирнов. — Чисто психологически кому-то может показаться, что 15-20 квадратных метров — это мало, но на самом деле это заблуждение. Огромное количество людей, особенно в семьях, имеют в своем распоряжении значительно меньше места и при этом живут вполне нормально». Более того, уверен эксперт, занятому человеку «совершенно не нужны лишние метры», так как большую часть времени он проводит вне дома.
Клинический психолог Михаил Владимирский соглашается: маленький дом — это не плохо, а даже хорошо, в нем может быть уютно, это своего рода убежище. Единственное — эксперт советует не загромождать пространство микроквартиры и почаще бывать на улице. «Иначе появляется риск превратиться в отшельника, одичать и отвыкнуть от людей», — предупреждает он.
«Да, кому-то "квартира-комната" может показаться слишком тесной, однако многие люди предпочитают жить в таких условиях, чем снимать с кем-то комнату в квартире. Все-таки нам важно чувствовать себя защищенными. Кроме того, даже маленькую квартиру можно обустроить так, чтобы в ней было уютно и комфортно. Сделать светлый ремонт, не захламлять квартиру лишними деталями, а сезонные вещи или, например, велосипед, сдавать на хранение», — соглашается руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов.
Виталий Пичугин, кандидат психологических наук, доцент Финансового университета при правительстве РФ считает, что польза или вред маленьких квартир определяются лишь целью их покупки и использования: для одиночек — подходящий вариант, для семьи из трех и более человек — нет.
«Если люди эмоционально устойчивы и дружелюбны, проживание в стесненных условиях будут сопровождать некоторые сложности, но кардинально никак не навредит ни физическому, ни психическому здоровью», — обещает специалист.
И так сойдет
На форумах новоселов жалоб на размер квартир в действительности почти нет, и это объяснимо: люди сами делают выбор, пусть и полувынужденный, в пользу компактного жилья, поэтому жаловаться глупо. Большинство интересуется лишь нюансами обустройства микровартир: «Какой пол положить в маленькой прихожей», «А где вы хранили детскую коляску?», «Где сушить белье, если нет балкона?», «Из одной комнаты — две», «Очень нужна помощь в расстановки мебели и сантехники».
Вообще россияне, похоже, спокойно относятся к микрожилью, руководствуясь принципом «лучше что-то, чем ничего». В начале ноября этого года на YouTube появилось видео из суперкомпактной квартиры (7,9 квадратного метра), приобретенной приезжим в Москве. Его посмотрели сотни тысяч человек, среди оставленных под роликом комментариев почти нет негативных: «Главное — есть куда матрешек водить, выспаться, помыться, в сортир сходить да доширак заварить», «Все для народа. Вайфай и пиво есть», «Я бы, например, предпочла жить в такой квартире, чем снимать комнату или квартиру с кем-то пополам», «Включил монетизацию видео — еще на одну такую квартиру заработал».
Тем временем на компактные квартиры ополчились власти прогрессивной Ленинградской области. Губернатор Александр Дрозденко подписал постановление, согласно которому минимальная площадь квартир в новостройках должна составлять 24 квадратных метра (включая площадь балкона с понижающим коэффициентом). Документ также регламентирует количество однокомнатных квартир и квартир-студий — не более 40 процентов от общего числа жилых помещений в доме.
«Разумное регулирование количества квартир-студий позволит стабилизировать плотность населения в районах новостроек и, соответственно, снизить криминогенный фактор, — поясняется в сообщении на сайте региона. — Семьи, приобретающие здесь квартиры, должны чувствовать себя в безопасности и быть заинтересованы в дальнейшем развитии территории, воспринимать ее как свою, родную, как место, где удобно и комфортно жить».
В Москве строить «ячейки для сна» и — если повезет — приема пищи пока никто не запрещает. Тем, кто планирует купить малогабаритку, возможно, стоит сначала провести тест-драйв: снять такое жилье и пожить в нем месяц или два. В ЦИАН около десятка объявлений о сдаче в аренду студий в Москве площадью до 15 квадратных метров. Диапазон ставок — от 18 тысяч до 30 тысяч рублей в месяц. Это разумнее, чем одномоментно потратить несколько миллионов рублей на квартиру, жизнь в которой окажется сплошным разочарованием.