Войти в почту

Что ждет российский рынок бензина в 2020 году

В 2018 году сначала весной, а потом осенью цены на заправках шли вверх, и для их стабилизации потребовалось вмешательство государства. После осеннего кризиса правительство анонсировало ввод с 2019 года демпфирующего механизма, который компенсирует потери нефтеперерабатывающих заводов от скачков котировок барреля нефти. Механизм является частью обратного акциза и предполагает выплату из бюджета компенсации НПЗ. Ее размер зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и стоимости бензина или дизельного топлива на внутреннем рынке. Компенсации нефтяникам сгладят последствия возможных скачков котировок нефти: рост цен на заправках останется в пределах инфляции (4%) "Как экономическая мера демпфер позволил и в дальнейшем позволит снижать волатильность цен внутреннего рынка на автомобильный бензин и дизельное топливо за счет автоматической подстройки размеров соответствующей субсидии, предоставляемой НПЗ, а также не допустить роста цен на автозаправочных станциях выше уровня инфляции, - сообщили "РГ" в Минэнерго. - Находится под контролем ситуация и на 2020 год - базовые цены, которые используются как цены отсечек для расчета демпферных компенсаций, будут также увеличены на инфляцию - таким образом, ситуация должна быть стабильной с учетом запланированного роста по инфляции на протяжении всего года". Сказать, что после внедрения демпфера сразу все прошло гладко, нельзя. "Еще до начала действия демпфера были очевидны его недостатки: в частности, он не зависел от внутренних цен, скачкообразно менял знак при изменении нефтяных котировок, а при их росте компенсация убытков оказывалась недостаточной, - пояснил консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов. - В январе-феврале 2019 года демпфер не компенсировал убытки от реализации автобензина на внутреннем рынке, а наоборот, увеличивал их, несмотря на снижение цен на нефть". Недочеты пришлось исправлять на ходу, когда возникла опасность нового роста цен на заправках. В марте глава Минэнерго Александр Новак заявил, что механизм демпфера необходимо скорректировать. "В новой формуле демпфера были исправлены отдельные недостатки. В частности, теперь нет скачкообразного изменения демпфера при падении внешних нефтяных котировок, а базовые цены, используемые в формуле для расчета демпфера, снижены до уровня, более соответствующего внутренним ценам, - объяснил Тыртов. - Одновременно с вводом новой формулы выросли и цены на внутреннем рынке. В результате потери нефтяников от поставок моторных топлив на внутренний рынок в середине года не превышали 2-3 тысяч рублей на тонну по автобензину, а по дизельному топливу были полностью компенсированы демпфером". Сыграло свою роль и то, что цены на нефть в этом году не били рекорды, как в 2018 году, когда котировки доходили до 85 долларов за баррель. Что совпало со вторым бензиновым кризисом прошлого года. В этом году нефть большую часть времени была в диапазоне 60-65 долларов, что устраивает нефтяные компании при нынешних параметрах работы демпфирующего механизма. И если такое положение дел сохранится и в дальнейшем, то можно не бояться новых скачков ценников на АЗС. 1 процент - на столько с начала года выросла розничная стоимость бензина Тем не менее эксперты не считают формулу демпфера универсальной. "Если обратиться к рынку дизтоплива, то на его состояние в 2020 году окажет заметное влияние рост крек-спредов (покупка или продажа нефти с одновременной продажей или покупкой нефтепродуктов, разница стоимости отражает маржу НПЗ) на продукт на мировом рынке, - считает гендиректор "Петромаркета" Иван Хомутов. - С той формулой расчета демпфера, которая должна заработать с 1 января, для сдерживания роста цен на дизтопливо в пределах инфляции необходимо будет ручное регулирование. Либо нужно корректировать демпфер".

Что ждет российский рынок бензина в 2020 году
© Российская Газета