Якушев заявил, что снижения ставок по ипотеке в ближайшее время не будет
Владимир Якушев отметил, что «майский» Указ поставил перед отраслью жилищно-коммунального хозяйства «очень амбициозные задачи». В частности, одна из таких целей – улучшение жилищных условий для не менее чем 5 млн семей ежегодно. На реализацию этой задачи направлен нацпроект «Жилье и городская среда». В рамках проекта сформировано четыре федеральных проекта: проект «Ипотека» нацелен на достижение уровня процентной ставки по ипотеке менее 8%; проект «Жилье» нужен для увеличения объемов жилищного строительства до 120 млн кв. м жилья к 2024 году; проект «Формирование комфортной городской среды» предусматривает развитие населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды; проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» обеспечит решение задач по переселению граждан из аварийного жилья. Министр напомнил, что согласно Указу в год нужно сносить аварийного жилья больше, чем ставится на учет. Общий объем средств на реализацию нацпроекта – более 1 трлн рублей, из которых из федбюджета – 891 млрд рублей, сообщил он. Жилищное строительство Владимир Якушев напомнил, что с 1 июля 2019 года предусматривается переход на исключительное использование эскроу-счетов при привлечении средств граждан в долевое строительство. «Главная задача сейчас – переход отрасли на проектное финансирование с использованием счетов эскроу и формирование соответствующих компетенций у банков и застройщиков», — подчеркнул Министр. «Средства на счетах эскроу станут основным источником фондирования проектного финансирования и практически полностью закроют потребности банков в ликвидности», – полагает Владимир Якушев. «В долгосрочной перспективе эти реформы приведут к устойчивой и эффективной строительной отрасли, которая вернет доверие людей», — уверен он. По словам Министра, требуется системное решение накопившихся проблем обманутых дольщиков. Он напомнил, что на площадке Государственной Думы был принят ряд законодательных инициатив, которые дали инструменты субъектам РФ для решения проблем обманутых дольщиков. Сегодня готовится еще ряд предложений. По итогам проработки с субъектами РФ вопроса достижения показателя по увеличению жилищного строительства до 120 млн кв. м в 2024 году выявлены основные риски: достижение покупательской способности, отсутствие свободных площадок для дополнительного ввода жилья, нехватка средств на финансирование строительства объектов инфраструктуры. В нацпроекте есть субсидии региональным бюджетам на жилищное строительство. На стадии рассмотрения – прямое софинансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры. Ипотека К 2018 году ипотека стала основным инструментом приобретения жилья. С ипотекой приобретается каждая вторая квартира. «Снижение процентных ставок за 2 года с уровня 12–13% до 9,5% было самым масштабным за всю историю ипотеки», — считает Министр. «С учетом наблюдаемой волатильности на финансовых рынках потенциал снижения ставок в краткосрочной перспективе исчерпан», — заявил он. Расселение аварийного жилья Владимир Якушев рассказал, что Жилой фонд РФ насчитывает 3,7 млрд метров, при этом 70% — многоквартирные дома. Аварийные дома составляют 0,5% или порядка 14 млн кв. м. В 2019–2024 годах на цели по расселению аварийного жилья планируется направить более 500 млрд рублей, расселить более 660 тысяч человек или почти 12 кв. м жилья. После завершения выступления Министра Председатель ГД поблагодарил его за последовательную позицию в выстраивании отношений с депутатами, при этом попросил Владимира Якушева о том, чтобы был постоянный контроль вопросов, связанных с тарифообразованием в регионах. «Было бы правильно нам вместе отслеживать ситуацию, обмениваться информацией и принимать оперативные решения, не доводя их до напряжения, которое зачастую мы видим в регионах. Здесь необходим контроль и реакция», — заключил Вячеслав Володин. Развитие инфраструктуры и повышение доступности жилья Аудитор Счетной палаты Юрий Росляк отметил, что Президентом поставлены задачи на региональном и муниципальном уровне в ближайшее время разработать долговременные программы, детальные и адресные планы строительства жилья с суммарным объемом ввода в 2024 году не менее 120 млн кв. м. Уже сейчас нужно приступить к изменению существующих генпланов, правил землепользования и застройки и т. д. «В госпрограмму должны также войти мероприятия по модернизации уже существующих головных инфраструктурных объектов и мощностей, а также созданию новых и модернизации существующих предприятий стройиндустрии для производства конструкций и изделий по предполагаемым прогрессивным типам жилых домов», — отметил Юрий Росляк. Одной из основных проблем, сдерживающих темпы жилищного строя, указал он, являются ограничения инфраструктуры – сетей тепло-, водоснабжения, электроэнергии, канализации, а именно отсутствие у застройщиков и регионов средств на развитие инженерных коммуникаций и присоединение к объектам инженерно-технического обеспечения. В указанный период дополнительная потребность в средствах, которые нужно направить на обеспечение земельных участков необходимыми объектами инфраструктуры, оценивается в сумме более 400 млрд рублей. Общий объем субсидий регионам на стимулирование программ жилстроя в указанный период – только 184 млрд рублей. «Имеющийся дефицит должен быть покрыт регионами, обеспечен обязательно твердыми источниками финансирования. Да и вообще расходы на реализацию мероприятий нацпроектов должны раздельно учитываться в балансах бюджетов регионов и муниципальных образований, что на сегодня фактически отсутствует», — указал Юрий Росляк. Он заявил, что пока действующий механизм предоставления помощи практически не востребован застройщиками, необходимо внести изменения в действующие правила предоставления субсидий в части уточнения направления их возможного использования — сейчас они идут в основном на социальную инфраструктуру, а не на инженерные коммуникации. Также стоит проработать значительное увеличение субсидий регионов на обеспечение земельных участков необходимыми объектами инфраструктуры. Также Юрий Росляк подчеркнул важность доступности жилья для населения — нужны целевые мероприятия по снижению цен на приобретение комфортного жилья и использование различных инструментов господдержки для отдельных категорий граждан – бюджетников, молодых семей, детей-сирот и т. д.