Импортозамещение не спасло: почему растут цены на стройматериалы
Цены на стройматериалы растут, хотя их изготовители пребывают в стагнации. Подобное положение дел в масштабах всей экономики называют стагфляцией: высокие темпы инфляции, сочетающиеся с депрессией деловой активности. Как она возникла на строительном рынке сайту "РИА Недвижимость" рассказал генеральный директор компании Tekta Group Роман Сычёв. Строительная "яма" Главный фактор успеха любого бизнеса — это спрос на его продукцию и услуги, и с этой точки зрения в строительстве дела идут неважно. Оговорюсь, что здесь и далее я подразумеваю жилищное строительство. Темпы ввода жилья снижаются после пиковых показателей 2015 года. Сейчас мы "недополучаем" те квадратные метры, которые могли быть построены, если бы в 2015 году страна не погрузилась в экономический кризис, "заморозивший" планы застройщиков. За январь-июль 2018 года введено в эксплуатацию 16,4 миллиона квадратных метров жилья, что на 22% меньше, чем в 2015 и 2016 годах. Текущая активность девелоперов остается недостаточно высокой: одновременно в стране возводится 120 миллиона квадратных метров, но, по данным НИУ ВШЭ, уровень обеспеченности заказами подрядных организаций составил 59% в I квартале 2018 года. Более того, по подсчетам Росстата, в некоторых регионах с развитым строительством, в частности, в Краснодарском крае, более 70% руководителей указали на недостаток заказов, как на основной фактор, сдерживающий развитие бизнеса. Разумеется, такая ситуация породила тяжелые последствия. По данным Научно-исследовательского института промышленности строительных материалов, с 2013 года закрывается порядка 5-7% предприятий отрасли ежегодно (около 300-400 заводов и торговых компаний). Отраслевая рентабельность — отрицательная, около 7-10%. Парадокс цены Изготовление базовых строительных материалов на фоне общего падения сократилось. По данным Минпромторга, объем производства товарного бетона уменьшился на 12%, кирпича — на 27%, цемента — на 18%, железобетонных конструкций — на 32%. За последние годы мы стали производить больше только нерудных строительных материалов (песок, галька, щебень) — на 23%. Несмотря на явное превышение предложения стройматериалов над спросом, цены на базовые и сопутствующие строительные изделия не падали, а по некоторым позициям росли. Так, по данным Росстата, с 2012 по 2016 годы кирпич (силикатный и керамический) подорожал на 13%, железобетонные элементы — на 16%. Заметно увеличились расценки на арматуру — на 23%. Цемент вырос в цене незначительно — на 3%, стекло — на 1%. Подешевели нерудные материалы на 23%, а также бетон на 1%, то есть фактически его стоимость сохранилась на прежнем уровне. Отдельно отмечу негативное ценовое влияние продукции, которая активно применяется в отрасли, но производятся за ее пределами. К примеру, бензин за четыре года подорожал на 32%, дизельное топливо — на 18%, электроэнергия — на 46%, стальные газо- и водопроводные трубы — на 38%, провода — на 41%. Еще одна важная статья строительных затрат — это инженерное оборудование. Скажем, расценки на радиаторы центрального отопления увеличились на 34%, а на осветительные устройства — на 70%. А что импортозамещение? В этом контексте важно сказать об импортозамещении, которое, конечно, имеет свои успехи. Во многом удалось заменить хорошими отечественными аналогами окна и двери, отделочные материалы, лакокрасочные изделия, а также снизить объем импорта базовых строительных материалов. Суммарная доля импорта в российском строительстве снижена до 33%. Однако по некоторым позициям, которые могут быть заняты российскими производителями, импорт сохраняется и даже продолжает расти (например, для кондиционеров, распределительных щитов, кабелей и так далее). Когда мы говорим об импортозамещнии, важно понимать, что на конечную цену жилья влияют не только применяемые материалы и оборудование, но и строительная техника, которая требует обслуживания, замены запчастей, приобретения или оплаты лизинга. С этой точки зрения никакого импортозамещения не происходит. Техника иностранного производства доминирует на российских строительных площадках. По данным Росстата, к ней относятся 75% экскаваторов, 44% бульдозеров, доля других машин также велика. Нет денег — нет рынка Подведу некоторые итоги: ситуация в строительной отрасли в целом тяжелая. На сегодняшний день среди других базовых отраслей экономики она обладает крайне низкой рентабельностью (порядка 7%). Главная причина, на мой взгляд, — это недостаточный спрос на жилье. По самой скромной оценке ВЦИОМ, имеющимся жильем не довольно 28% россиян (около 40 миллионов человек). Иными словами, совокупный платежеспособный спрос на новостройки недостаточен, чтобы загрузить застройщиков, подрядчиков и производителей максимальным количеством заказов. Несмотря на предпринятые шаги в верном направлении к импортозамещению, отрасль все еще зависит от внешнеэкономической конъюнктуры из-за роста цен на сопутствующие материалы и оборудование (топливо, электричество, техника). Не способствует снижению себестоимости строительства и высокая закредитованность, а также недоступные ставки по банковскому финансированию для бизнеса, которые, по данным НИИ ПСМ, составляют для преобладающих в отрасли небольших организаций свыше 15% годовых. Сегодня растущие издержки отчасти берут на себя девелоперы, аккумулирующие финансы для жилищного строительства. Однако после перехода к проектному финансированию, "бесплатные" деньги дольщиков будут заменены банковскими кредитами, которые приведут к новому витку роста себестоимости строительства. Улучшений ситуации с доходами на селения при этом пока не предвидится, что создает большие риски для отрасли.