Динамическая эра: инновации в ценообразовании и будущее ценников
Шок от ценников Со времен изобретения денег до недавних пор не было фиксированных цен: продавцы и покупатели торговались за любой товар. Затем в середине XIX века продавцы начали прикреплять ценники к своим товарам. Эту практику встретили поначалу с подозрением, однако совсем скоро благодаря своей эффективности и справедливости она стала популярной. Действительно, людям иногда хотелось просто купить хлеб и пойти домой и не тратить время на то, чтобы торговаться с продавцом. Не говоря уже о том, что до этого им зачастую приходилось переплачивать. Перенесемся в XXI век. Как давно вы покупали билет на самолет или оплачивали поездку Uber? Сегодня алгоритмы помогают устанавливать динамичную цену, которая оптимизирует прибыль продавца. В ближайшем будущем магазины смогут устанавливать цены, которые будут не просто меняться со временем, а основываться на вашей личной информации и предпочтениях. Это может показаться неправильным – однако опять же, то же самое было и с ценниками в XIX веке. Немного цифр 5 центов: цена бутылки колы на протяжении 70 лет, начиная с 1886 года. 1,275 процента: средняя наценка за попкорн в кинотеатре. 20-30%: наценка, которую взимал Orbitz у пользователей Mac за номер в гостинице. 400%: так выросли тарифы Uber во время забастовки работников метро в Лондоне в 2017 году. Фото: Unsplash $2000: за эту сумму был приобретен самый дорогой бургер в мире. $2000: стоимость обучения в Гарварде 50 лет назад. $23.698.655.93: цена, установленная алгоритмом Amazon, за книгу о мухах, которая больше не издается. Инновации в ценах 1683: Японский продавец Такатоши Мицуи открывает текстильный магазин в Токио и продает готовые товары по инновационной фиксированной цене. На сегодняшний день Mitsui Group – один из самых больших конгломератов Японии. 1858: Предприимчивый молодой квакер Роланд Хасси Мейси воплощает идею с фиксированными ценами в Нью-Йорке. Так зародилась империя универмагов Macy’s. 1861: Джон Ванамакер открывает революционный универмаг в Филадельфии, где устанавливает ценники на товары, внедряет гарантию возврата денег и проводит среди покупателей опросы по качеству предоставляемых услуг. Он перевернул сферу торговли в США. 1976: American Airlines начала устанавливать цены на продукты в зависимости от прогнозируемого спроса – «продажа правильного места правильному клиенту в правильное время». 1999: Председатель Coca-Cola Дуглас Ивестер прадлагает идею о торговых автоматах, которые в жаркую погоду повышали бы цены на напитки. Шквал критики и недовольства клиентов заставил компанию отказаться от этой задумки. 2011: Сервис такси Uber повышает цены на поездки в периоды высокого спроса. «Это очень ново, поэтому понадобится некоторое время для того, чтобы люди приняли это», – заявил основатель Трэвис Каланик. В 2016 компания перестает предупреждать о повышенных тарифах и просто предъявляет клиентам прогнозируемую цену поездки. «Цена - это то, что вы платите. Ценность — это то, что вы получаете», — Уоррен Баффет. Ценники в то время стали новшеством, но как прикреплять их к товару? В 1969 году компания Dennison придумала пистолет для прикрепления бирок на одежду, которым сейчас пользуется практически каждый магазин. Сейчас компания продает около пяти миллионов таких устройств в год. Фото: Labels Etc Динамическая эра Благодаря Uber «динамическое ценообразование» стало новым феноменом. К нему на протяжении долгих лет прибегают авиакомпании, гостиницы и индустрии развлечений: тарифы и цены на билеты обычно устанавливаются в соответствии с прогнозируемым спросом. В 1980 году American Airlines решила таким образом конкурировать с бюджетными авиалиниями. Она представила динамическое ценообразование не как повышение цен на билеты, которые покупают в последнюю минуту, а как скидку на билеты, которые покупают заранее; хотя по сути, это одно и то же. Поскольку технологии упростили процесс изменения цен и сегментирования рынка, динамическое ценообразование стало распространяться и на другие отрасли. Коммунальные компании устанавливают динамические цены на электричество, чтобы предотвратить отключение электроэнергии во времена высокого спроса. В этом году сеть кинотеатров США Regal Cinemas собирается поднимать цены на билеты в часы-пик и снижать стоимость в дневное время. Супермаркеты в Великобритании экспериментируют с динамическими ценами на продукты вроде хлеба, чтобы повысить прибыль и сократить количество пищевых отходов. Благодаря cookies компании устанавливают для вас специальную цену В эпоху открытых и доступных данных вполне можно предполагать, что вскоре продавцы смогут устанавливать специальную цену только для вас. И необязательно вы будете в выигрыше. Согласно Travel Weekly, некоторые авиалинии уже внедрили этот тип ультра-динамичного ценообразования, используя «историю полетов человека для создания индивидуального тарифного предложения, которое будет отличаться от того, что будет предложено за те же деньги и в то же время другому покупателю». Так делают и простые компании. Поставщик канцелярских товаров Office Depot, например, использует историю поиска клиентов, чтобы «персонализировать обслуживание посетителей на сайте». Будущее ценообразования, другими словами, становится более персонализированным: «Если вы часто совершаете импульсивные покупки или постоянно находитесь в поиске скидок, это заметят интернет-магазины. Это еще не все. Есть основания полагать, что они составляют прогнозы о том, сколько вы будете готовы заплатить, исходя из вашего почтового индекса, знакомых, кредитного рейтинга и других данных, которые вы оставляете в истории браузера», – написал журналист The Guardian Тим Адамс. Источник. Материалы по теме: «Яндекс» анонсировал новый алгоритм и цену на рекламу в поиске Меньше цена – больше денег. Как увеличить прибыльность компании? Как большие данные увеличивают прибыль медиакомпаний Как президент Pinterest помог увеличить прибыль компании в 20 раз