В Приморье УК не хотят брать управление над домами для детей-сирот — доклад
В крае большие проблемы с обеспечением детей-сирот положенным по закону жильём. В 2017 году в Приморье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было выделено 257 жилых помещений. Для сравнения, в 2016 году жилье предоставлено 526 гражданам, в 2015 – 508, в 2014 году — 460, в 2013 году – 294. Об этом говорится в материалах доклада о деятельности уполномоченного по правам человека в Приморском крае Валерия Розова. В то же время, на 19 июня 2017 года, в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморья, имеющих право на обеспечение жилым помещением, включено 6552 лица, из которых 5125 достигли совершеннолетия и должны быть обеспечены жилыми помещениями немедленно. В отношении 3755 лиц указанной категории вынесены судебные решения. На исполнение полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2017 году департаменту образования и науки Приморского края было предусмотрено 659,25 млн рублей (382 млн рублей средств краевого бюджета и 277,25 млн рублей средств федеральной субсидии), на конец года израсходовано из них 204,67 млн рублей и 148,55 млн рублей соответственно. Департаменту градостроительства Приморского края на строительство жилья для детей-сирот в 2017 году были предусмотрено финансирование в размере 300,75 млн рублей, из которых на 1 ноября 2017 года было освоено всего 108 млн рублей. По итогам года освоено 127,89 млн рублей. В 2017 году департаментом градостроительства Приморского края получены разрешения на ввод в эксплуатацию двух домов на 36 квартир каждый в селе Покровка Октябрьского района. На момент подготовки доклада, начата передача квартир гражданам из числа детей-сирот. В то же время возникшая проблема с длительным непредоставлением квартир в готовых домах гражданам из числа детей-сирот связана в том числе с проблемой поиска управляющей компании, которая решилась бы взять в управление многоквартирные дома, на 100% заселенные лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сложившаяся ситуация демонстрирует нецелесообразность строительства домов исключительно для лиц указанной категории. Органы власти края также отмечают необходимость развития строительства социального жилья для разных категорий граждан, имеющих право на жилищное обеспечение в государственном жилищном фонде Приморского края, говорится в докладе. За 2017 год в управлении ФССП России по Приморскому краю находилось 3329 исполнительных производств о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из которых 949 производств возбуждено в 2017 году. Окончено в указанный период 296 исполнительных производств данной категории, из которых 253 окончено фактическим исполнением. По информации УФССП, по всем исполнительным производствам к администрации Приморского края применялись меры, направленные на понуждение должника к исполнению судебных решений. Количество вынесенных постановлений о привлечении администрации края к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ составило 5515 постановлений на общую сумму 256913 тыс. руб. Общая сумма оплаченных администрацией края штрафов по постановлениям УФССП РФ по ПК за истекший период 2017 года составила 2100 тыс. рублей. Значительное число лиц из категории детей-сирот подлежат обеспечению жильем на территории Владивостокского городского округа. На август 2017 года, число таких граждан составляло 648 человек, из которых 539 имеют неисполненные судебные решения, в том числе вынесенные еще в 2014 году (220 от общего числа). Между тем, по информации ответственных департаментов, в ближайшие годы строительство жилых домов для сирот в г. Владивостоке не запланировано по причине отсутствия заявок от муниципального образования с предложением к вовлечению в оборот в целях строительства земельных участков, соответствующих установленным критериям и требованиям. Существующая динамика обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот, количество состоящих в сводном списке данных граждан, сам факт их обращений в адрес уполномоченного подтверждают напряженную ситуацию с обеспечением жилыми помещениями и особую социальную значимость разрешения этой проблемы. Ввиду очевидной невозможности своевременного исполнения администрацией Приморского края обязанности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в докладе уполномоченного за 2016 год поднимался вопрос о необходимости разработки мер, направленных на оказание возможного содействия в обеспечении лиц указанной категории временным жильем на период ожидания полагающихся им жилых помещений специализированного жилищного фонда. На предложение уполномоченного в адрес администрации Приморского края о таких возможных мерах поддержки как компенсация арендной платы за съем жилья либо предоставление временного жилья, администрация края сообщила, что реализация указанных мер потребует внесения изменений в законодательство Приморского края и финансирования. В частности, установление на территории Приморского края дополнительной социальной гарантии в части выделения финансовых средств для оплаты аренды временного жилья остронуждающимся детям-сиротам (446 человек) в размере 10 тыс. рублей потребует ежегодного выделения дополнительных средств краевого бюджета в сумме 53520 тыс. рублей. Вместе с тем, введение нормы о компенсации арендной платы за съем жилья либо предоставление временного жилья в отношении лиц указанной категории фактически позволит данным гражданам отозвать исполнительные документы из УФССП, направив исполнительные документы в адрес должника – администрацию Приморского края, до момента фактического исполнения. Тем самым на администрацию Приморского края в ходе исполнения решений судов данной категории не будут наложены штрафные и иные финансовые санкции УФССП, что позволит сэкономить бюджетные средства и направить их на поддержку детей-сирот в период ожидания жилья. Дополнительным направлением решения проблемы обеспечения временным жильем такой категории граждан может стать привлечение крупных предприятий края, имеющих жилищный фонд (общежития) к взаимодействию с ответственными департаментами Приморского края по обмену информацией о лицах, подлежащих обеспечению жильем и желающих трудоустроиться с предоставлением служебного жилья до момента обеспечения их жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Как показывает работа по таким обращениям, основной причиной незначительного количества строительства жилья для лиц указанной категории является отсутствие соответствующих земельных участков. Учитывая, что жилищное строительство в крае и, тем более, в городах Владивостоке, Уссурийске, Находке, все-таки ведётся, представляется целесообразным рассмотреть возможность законодательного закрепления в Приморском крае такого порядка выделения застройщикам земельных участков, при котором обязательным условием станет передача определенного числа жилых помещений (например, не менее 15%) в собственность Приморского края для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это позволит также решить проблему заселения многоквартирного дома исключительно лицами указанной категории. К моменту подготовки доклада вопрос о расширении перечня критериев, по которым земельные участки под строительство многоквартирных домов могут передаваться в аренду без проведения торгов, обсуждался на заседании комитета Законодательного собрания по продовольственной политике и природопользованию. Кроме того, очевидна необходимость своевременного и эффективного освоения денежных средств, направленных на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, в том числе путем обеспечения прозрачности закупок жилых помещений для детей-сирот. В 2017 году, по информации прокуратуры Приморского края, были выявлены факты завышения начальной максимальной цены практически по всем государственным заказам на 30%-50%, что повлекло за собой неэффективное расходование средств, направленных на оплату заключенных контрактов.