В минувшем году в России было построено в два раза меньше торговых площадей, чем годом ранее. Также на 20% уменьшились и размеры самих торговых площадок — средний размер ТЦ, который готовится к открытию в этом году, составит всего 28,5 тыс. кв. м., говорится в исследовании Cushman & Wakefield По данным компании, в прошлом году в стране было открыто 16 торговых площадок на 616 тыс. кв. м. Это в два раза ниже, чем показатель 2016 года и рекордно низкое значение за последнее десятилетие. Самым крупным торговым центром, который открылся в России в прошлом году, стал торговый центр " Vegas Кунцево" — GLA 119,4 тыс. кв. м. в Москве. Среди региональных объектов крупнейшим стало открытие второй очереди торгового центра Central Park — GLA 107 тыс. кв. м. Аналитики отмечают, что сейчас внимание девелоперов больше обращено к существующим объектам, чем строительству новых. Основная доля нового строительства — почти 60% — пришлась на новые фазы уже существующих проектов. В ближайшие два года эксперты не ожидают восстановления строительной активности в этой сфере, так как рынок перенасыщен крупными ТЦ. Старший директор отдела исследований Cushman & Wakefield Татьяна Дивина считает, что эпоха суперрегиональных и региональных моллов прошла и их рост будет ограничен. "В течение последних лет было введено значительное количество суперрегиональных моллов, которые столкнулись с трудностями в части заполняемости. Многие из них с момента ввода так и не успели сократить количество вакантных площадей", — рассказывает руководитель практики стратегического консультирования в секторе недвижимости PwC в России Анна Данченок. В первую очередь с подобными трудностями столкнулись ТЦ с не самым удачным расположением или те, чья концепция была недостаточно проработана. Кроме этого, продолжится снижаться средняя площадь новых ТЦ. По оценкам JLL, в 2018 году средний размер введенных ТЦ составит 19 тыс. кв. м, в 2019 году – 22 тыс. кв. м. "Такая динамика объясняется сокращением числа локаций, привлекательных для девелопмента торговых объектов, и превалированием районных ТЦ, торговых площадей в составе ТПУ или МФК в структуре ввода", — поясняет говорит директор по России и СНГ, руководитель отдела ритейл консалтинга департамента торговой недвижимости компании JLL Полина Жилкина. Основной упор будет сделан на открытие небольших ТЦ. Подобные форматы успешно используются на Западе. Например, в США малые форматы торговых объектов – наиболее активно растущий сегмент в последние годы. "Строительство районных и локальных торговых объектов представляется наиболее оптимальной стратегией в существующих условиях рынка – небольшие площади быстро заполняются арендаторами, ежедневные покупки устойчивы в кризисный период и не подвержены конкуренции со стороны растущих онлайн продаж", — говорит Татьяна Дивина. Для девелоперов микрорайонные ТЦ являются менее рискованным продуктом, считает Анна Данченок. "С одной стороны, они быстро возводятся и не требуют инвестирования значительных ресурсов, с другой — потребление товаров ежедевного спроса остается более устойчивым по сравнению с динамикой потребления одежды, обуви и других групп товаров", — говорит она. Кроме того, такой формат отличает более быстрый период брокериджа (оказание посреднических услуг – поиск арендаторов, переговоры с ними и т. д), более высокие ставки аренды за счет более мелкой нарезки помещений, а также прогнозируемая зона охвата, добавляет эксперт. Небольшие ТЦ дают ритейлу возможность быть ближе к потребителям территориально, увеличивать частоту покупок и создавать дополнительную узнаваемость бренда, добавляет Полина Жилкина. Ритейлеры также как и девелоперы не отстают от современных реалий рынка, активно развивая мини-форматы – "Мой Ашан", AB Daily и др. "Изменение структуры предложения торговых площадей влияет и на форматы ритейлеров: они проявляют гибкость и оптимизируют занимаемые площади, в том числе за счет уменьшенных форматов, также стремясь быть ближе к своему потребителю", — говорит руководитель отдела ритейл консалтинга департамента торговой недвижимости компании JLL. По мнению Татьяны Дивиной, появление миниформатов в ритейле было продиктовано самим рынком. Во-первых, в условиях санкций и контрсанций сократился ассортимент в магазинах, соответственно, смысл гипермаркета утратился. Во-вторых, изменились сами предпочтения покупателей. Если раньше поездка в гипермаркет была в новинку и воспринималась как некое развлечение, то сейчас к огромным магазинам все привыкли и стали выделять недостатки – например, огромное количество людей. "В итоге общий тренд как в ритейле, так и в ТЦ – это максимально приблизится к потребителю. Все эти факторы как раз сложились в Ашан на Тверской, а также в то, что многие гипермаркеты запустили мини или экспресс-форматы", — говорит эксперт. Потенциал развития таких проектов также заложен в развитии МЦК, вторичная роль которого — развитие прозон и редевелопмент. Например, появление станций МЦК уже сейчас существенно увеличило поток покупателей в ТЦ, которые раньше стояли полупустыми.