Войти в почту

Русский стандарт

«Дом» и Houzz, международная интернет-платформа, посвященная ремонту и дизайну интерьеров, выяснили, так ли много общего в домах россиян, французов, американцев и жителей других стран, а также разобрались, что собой представляют современные российские интерьеры. Оказалось, что избыточный евроремонт, обои в цветочек и страшные диванные комплекты постепенно уходят в прошлое.

Русский стандарт: почему у евроремонта нет ничего общего с Европой
© dom.lenta.ru

Любовь к ремонту

«В 1993 году почти никто в России не понимал слов "интерьер" или "дизайнер интерьера"», — в 2006-м писала газета The New York Times, ссылаясь на слова парижского дизайнера Брижит Саби, приглашенной поработать над обликом квартиры в бывшем СССР. Люди годами жили с одними и теми же советскими креслами и диванами, грузными и старомодными, и при первой возможности старались от них избавиться.

Вроде бы сейчас мебель доступна разная, к качеству вопросов нет, но за 20 с лишним лет паттерны нашего поведения, оказывается, мало изменились. Так, почти половина россиян (44 процента — по данным исследования Houzz & Home 2017), которые делали ремонт в прошлом году, обставляли дом новой мебелью, а еще 36 процентов вместе с заменой мебели провели капитальный ремонт.

«Это распространенный европейский опыт, когда интерьеры начинают свою жизнь от какого-то нетривиального предмета, — отмечает дизайнер Мария Яшина. — Например, от старинной каминной решетки или картины, доставшейся в наследство». В то время как большинство российских заказчиков в дизайн-проект просят искать именно новые добротные вещи. Поиск винтажа и раритетов пока в России не стал массовым — это единичные интерьерные проекты для эстетствующего заказчика.

«Наши бабушки и дедушки, родители жили в том, что смогли "достать" или "купить через знакомых". Им хотелось новых модных вещей, — резюмирует дизайнер интерьеров Ольга Рудакова. — А в западных интерьерах ценится аутентичность — вещи, у которых есть история. Они бережно реставрируются, получают вторую жизнь и занимают почетное место. У нас же такие вещи выбрасываются под девизом "Мы можем себе позволить купить все новое". Но в последнее время ситуация стала меняться, и появились онлайн-магазины, где есть множество интересных вещей».

При такой ставке на тотальную замену мебели не удивляет и другая цифра: наши соотечественники чаще других не вписывались в бюджет во время последнего ремонта — за его рамки вышли 48 процентов россиян (в среднем по миру этот показатель — 20-29 процентов).

Отношение к деньгам

В России — страсть к визуально насыщенным и дорогим интерьерам. Конечно, потребность сделать «эрмитаж» даже на 25 квадратных метрах постепенно проходит. Речь уже не о дурном вкусе или золотых унитазах. Но редкий заказчик понимает необходимость платить сотни евро за однотонную плитку — пусть она хотя бы будет с необычным орнаментом.

Любовь к квадратным метрам в России сильнее, чем к визуальному наполнению пространства и дизайну как таковому. Ряд опрошенных Houzz архитекторов подтверждают, что российский клиент скорее купит квартиру побольше, чем станет экспериментировать с трансформируемой мебелью и зонированием пространства. Европеец же поступит ровно наоборот.

Интерьерная храбрость

Мнения насчет смелости россиян в плане оформления дома у дизайнеров расходятся. Одни считают, что за рубежом люди куда охотнее расчищают пространство от ненужных шкафов, экспериментируют с нестандартной мебелью и планировкой, в то время как россияне в этом плане консервативнее — им по душе скорее «нарядные» интерьеры и проверенные временем решения. Скажем, в ванной должна быть плитка — никаких обоев или краски. Но такими же консерваторами оказались ирландцы и испанцы (исследование трендов в дизайне ванных комнат, проведенное Houzz в 2016 году, показывает: плитку для ванной предпочли 70-80 процентов опрошенных).

«У западных дизайнеров куда чаще встречается вариант "просто и со вкусом", — говорит дизайнер Юлия Анненкова. — Приятно, что и в России уже очень много грамотных дизайнеров и архитекторов, которым удается убедить заказчика и сделать очень даже хороший интерьер. И сейчас количество таких проектов, которыми можно гордиться, многократно увеличилось».

«Западные интерьеры в основном проще по наполнению стен, но интереснее в мебели и деталях, — отмечает дизайнер Ольга Шалыгина. — У нас же иногда пытаются сделать так, чтобы по каждому углу квартиры или дома было видно, что работал дизайнер». Это может идти как и на пользу, так и во вред российским интерьерам: с одной стороны, они предстают кропотливо проработанными, с другой — перегруженными.

Уверены эксперты и в том, что большой плюс отечественного интерьерного дизайна — стремительность в освоении нового. По мнению дизайнера Марии Котковой, он у нас только вышел из подросткового возраста. «Российскому интерьерному дизайну свойственны смелость (иногда не особенно осмысленная) и любовь к дорогому и качественному продукту, — добавляет она, — если не касаться эстетической стороны вопроса».

Личное пространство

Западный житель скорее поселится в студии, российский выберет изолированную комнату. «Наши люди умудряются даже комнату общежития разгородить на три разных помещения, — говорит архитектор Наталья Шевчук. — Двери, двери, стены, плавающие перегородки. Закрыться, уединиться, спрятаться. На ста "квадратах" сделают пять комнат для семьи из трех человек».

Причем в каждой из этих комнат может быть по телевизору. Телевизор — все еще обязательный предмет, почти член семьи. «А диван напротив телевизора — это жесткий диктат, который убивает любую идею», — сокрушается дизайнер Дарья Шатилова.

Дома в цифрах

Эксперты Houzz подсчитали, что за 2016 год россияне потратили на ремонт в среднем 853 тысячи рублей, что на 12 процентов больше, чем в 2015-м (762,8 тысячи рублей). Понятно, что данные средние: в каких-то случаях этот бюджет уходил только лишь на ремонт кухни или ванной комнаты. Кухня вообще вошла в топ ремонтируемых пространств (38 процентов обновили ее в ходе ремонта). Второе и третье места делят гостиная и ванная. Интересно, что в других странах не так: французы в прошлом году активнее всего ремонтировали спальни.

Мотивация к ремонту кухни мало связана с любовью к готовке. Большинство опрошенных говорили о дизайне и эстетике: «Больше нет сил видеть кухню такой, какая она есть» (47 процентов опрошенных). К слову, итальянцы в три раза реже называли такую причину: они, как и датчане, испанцы и японцы, обычно меняют кухню в связи с переездом в новое жилье.