Чиновники СЗФО "забыли" включить часть домов в программу расселения

С поправкой на забывчивость Жилые дома, признанные аварийными до 1 января 2012, региональные и муниципальные власти должны были расселить до 1 сентября 2017 года. Но прокурорские проверки показали, что в 14 регионах в программу не включили больше 200 тысяч опасных квадратов. Из-за халатности чиновников новые квартиры не получили 11,8 тысячи человек. В список "антилидеров", где выявили самую значительную площадь неучтенного жилья, вошли два региона Северо-Запада. Это Республика Коми, где "забыли" про 33,8 тысячи квадратных метров, и Республика Карелия - там показатель составил 24,5 тысячи квадратов. В Фонде содействия реформированию ЖКХ заявили о готовности профинансировать в следующем году расселение около 70 процентов такого аварийного жилья. Не все регионы уложились и в сроки, прописанные в документе. К концу августа программу выполнили порядка пятнадцати субъектов РФ, в том числе Калининградская область и Санкт-Петербург. А восемь регионов, в том числе Карелия, наоборот, вынуждены будут наверстывать упущенное в следующем году. Переселение россиян из аварийных квартир затянулось по нескольким причинам. С одной стороны, как показала прошлогодняя проверка Счетной палаты РФ, дело не двигалось из-за отсутствия контрактов, подкрепленных обязательствами региональных властей. С другой стороны, сроки срывали подрядчики. К примеру, в Псковской области разрешение на ввод в эксплуатацию последнего объекта для переселенцев - дома N 1 по улице Сельской в городе Печоры - датировано концом ноября. Сроки окончания строительства этого здания, по информации региональной прокуратуры, сдвигались несколько раз. Но и к началу декабря работы не были завершены - застройщик попросил отсрочку, чтобы довести объект до ума. - Предполагается, что в это время будущие жильцы смогут заниматься оформлением документов, - делится информацией старший помощник прокурора Псковской области Юрий Зайцев. Ответственность, впрочем, лежит не только на застройщиках, но и на муниципальных чиновниках, которые поручили нерадивым подрядчикам возведение важных объектов. Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги контрольных мероприятий за девять месяцев 2017 года и пришел к выводу: в 11 регионах контракты заключались со строительными организациями, ранее нарушавшими сроки исполнения обязательств в рамках предыдущих этапов программ расселения аварийного жилья. Дефект в квадрате Недостаточный контроль со стороны региональных и муниципальных чиновников породил еще одну проблему - появление так называемого "нового аварийного жилья". То есть домов, построенных или купленных для переселенцев за счет бюджета, которые уже сейчас впору признавать дефектными. Так, в городе Печоры Псковской области эксперты региональной рабочей группы Общероссийского народного фронта "Качество повседневной жизни" обнаружили сразу несколько домов с недоделками. В одном из них, заселенном полгода назад, успел потрескаться фундамент. Подвал, где отсутствует система вентиляции, затопило. А в бойлерной, размещенной в пристройке к дому, начала протекать крыша - ее строители изготовили из мокнущего материала, содержащего целлюлозу. Во втором доме жильцы тоже пожаловались на отсутствие вентиляции, холод, плесень и сырость. Под отмосткой третьего здания, еще даже не заселенного, размыло грунт. - При этом в других муниципалитетах, где мы проводили общественный мониторинг качества новостроек, серьезных недоделок не обнаружилось, - комментирует ситуацию руководитель регионального общественного объединения "Управа в ЖКХ" и рабочей группы ОНФ Сергей Елизаров. - Возможно, отчасти это связано с тем, что в Острове и в Пскове переселенцам предоставляли жилье в высотных многоквартирных домах, где другие квартиры предназначались для продажи. А в Печорах дефектные здания строились исключительно для переселенцев. Разумеется, нельзя требовать, чтобы все дома в рамках программы расселения "аварийки" возводились наполовину на коммерческой основе, поскольку в каких-то муниципалитетах нет спроса на новые квартиры. Но о том, чтобы требования к качеству жилья и усилия контролирующих органов власти были равными при приемке как коммерческих, так и бюджетных жилых зданий, нужно говорить наверняка. Как и о том, что чиновники, допустившие приемку дефектных домов и выплату бюджетных средств нерадивым застройщикам, должны нести за это ответ-ственность. Но одного ужесточения надзора мало для решения проблемы. Нужно разработать единые правила отбора подрядчиков и заключения муниципальных жилищных контрактов, уверен эксперт. - Вспомним, к примеру, по-становление правительства РФ N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту", - продолжает Сергей Елизаров. - В нем прописаны четкие требования к компаниям, которые могут капитально ремонтировать жилые дома за счет средств региональных операторов. Документ действительно позволил повысить качество мероприятий региональной программы капремонта. Почему бы действие постановления не распространить и на компании, которые занимаются строительством домов для переселенцев из аварийного жилфонда или продают местным властям готовые квадратные метры? Без помощи не справиться Реформы, о которых идет речь, будут более актуальными, если федеральный центр продолжит финансово поддерживать региональные кампании по ликвидации опасных домов. В 2008-2017 годах общий бюджет программ расселения "аварийки" в нашей стране составил 579,16 миллиарда рублей. Из них больше половины пришлось на средства федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. И только пять-шесть регионов в стране, по мнению председателя наблюдательного совета Фонда Сергея Степашина, смогут заниматься решением проблемы самостоятельно, без привлечения федеральных средств. - При этом в России не существует сложившейся практики государственно-частного партнерства в части переселения граждан из аварийного жилья, - развивает тему кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС Артем Голубев. - Теоретически субъекты Федерации могут предоставлять частным строительным компаниям льготные условия при застройке территорий, а также за свой счет прокладывать сети водоснабжения и водоотведения и электрические сети в обмен на предоставление части построенного жилья переселенцам. Но если учитывать стагнацию в строительной отрасли, которая в последние годы наблюдается в нашей стране, будущее проектов переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, реализуемых за счет застройщика, выглядит малоперспективным. В частных случаях, как считает Артем Голубев, строительные компании может заинтересовать дорогостоящая земля, на которой расположены аварийные объекты. Однако в большинстве ситуаций жильцы не соглашаются переселяться в менее престижные районы города. Предоставление же равноценного жилья в районе проживания зачастую делает проект экономически нецелесообразным для застройщика. К тому же такая схема применима только к крупным городам - решить с ее помощью проблему ликвидации опасных домов в небольших райцентрах и поселках вряд ли получится. На днях о необходимости продления программы переселения граждан из аварийного жилья на три-четыре года заявил федеральный минстрой. Для этого предлагается использовать федеральные средства и продлить работу Фонда ЖКХ. До конца следующего года министерство должно завершить работу над постоянно действующим механизмом ликвидации опасных домов. Новая программа может заработать с 2019 года, а 2018-й потребуется регионам-аутсайдерам на выполнение действующих обязательств.

Чиновники СЗФО "забыли" включить часть домов в программу расселения
© Российская Газета