Механизм предоставления жилищных субсидий выезжающим из районов Крайнего Севера предложили упорядочить
Для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, следует установить условие об отсутствии других жилых помещений на территории России за пределами районов Крайнего Севера, а для граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, установить условие о необходимости в улучшении жилищных условий при неполучении субсидий на эти цели ранее. Соответствующий законопроект направлен на рассмотрение Госдумы группой депутатов во главе с Валентиной Рудченко и сенатором Арамаисом Даллакяном. В пояснительной записке к документу, текст которого имеется в распоряжении «Парламентской газеты», отмечается, что документ разработан для исключения неоднозначности в толковании законодательства о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Законодатели, в частности, обратили внимание, что преамбула соответствующего Федерального закона устанавливает право на предоставление за счёт бюджетных средств жилищных субсидий на приобретение или строительство квартир и условия их предоставления россиянам, выезжающим из районов Крайнего Севера, а также гражданам, уже выехавшим из указанных районов и местностей после 1 января 1992 года. В статье 1 указанного Федерального закона прописаны условия, на основании которых гражданам предоставляются жилищные субсидии, а именно гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим другого жилья на территории России за пределами районов Крайнего Севера или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели. Однако авторы инициативы полагают, что в указанной норме не разграничены категории граждан, которым должны предоставляться жилищные субсидии в случае отсутствия у них других жилых помещений либо в случае необходимости в улучшении жилищных условий. Подобное положение ведёт к постоянному увеличению количества граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, имеющих жилые помещения на территории России за пределами удалённых северных территорий, но нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, по состоянию на 1 января текущего года на получение жилищных субсидий только для выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей претендуют 198 863 семьи или 461 739 человек. Средств на эти цели необходимо в объеме свыше 350 млрд. рублей, однако, в 2017 году выделено 3,9 млрд. рублей, на 2018 и 2019 годы предусмотрено финансирование 5,6 млрд. рублей и 5,3 млрд. рублей соответственно. За счёт указанных средств планируется обеспечить жильём всего не более 7,1 тыс. человек. При таком финансировании потребуется до 100 лет, чтобы обеспечить жильем всех состоящих в очереди на 1 января 2017 года. В этой связи законодательство, по словам парламентариев, нуждается в упорядочении алгоритма переселения из районов Крайнего Севера и предоставлении переселенцам соответствующих жилищных субсидий.