Войти в почту

Под русскими виллами в Ницце зашаталась земля

Если адвокаты смогут доказать, что Керимов не причастен к отмыванию денег и неуплате налогов, то, как подсчитала Business FM, дело закончится только выплатой около 20 млн евро. Однако виллы на Лазурном Берегу, принадлежащие россиянам, может накрыть волна проверок

Под русскими виллами в Ницце зашаталась земля
©  DPA/ТАСС

Владельцам недвижимости на Лазурном берегу могут грозить проверки. Сулейману Керимову предъявили обвинение в отмывании денег и неуплате налогов. Скорее всего, сейчас главная задача адвокатов — доказать, что он непричастен или почти непричастен к этому преступлению. Тогда, по подсчетам Business FM, дело может закончиться выплатой около 20 млн евро. Но его оборотной стороной может оказаться массовая перепроверка сделок по покупке недвижимости, совершенных россиянами в последние годы в регионе.

Если речь идет только о вилле Керимова Hier, которая была оформлена за 35 млн евро в то время как стоила 127 млн, получается, налогов было уплачено 2,5 млн вместо 9,5 млн, то есть предполагаемая недоимка казны составила около 7 млн евро. Поскольку покупка была совершена в 2008 году, то придется заплатить саму сумму и проценты за нее за девять лет, плюс штраф, который определяется судом, но, как правило, составляет 100% от суммы. То есть всего около 20 млн евро.

Есть большие шансы на то, что адвокаты докажут именно непредумышленность и дело ограничится только штрафом. Но есть вероятность, что проверки теперь пойдут и по другим владельцам вилл на Лазурном берегу — хотя бы с целью пополнения французской казны. Что им может грозить за нарушения, объясняет председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий:

Алексей Линецкий, председатель правления Московского юридического агентства

«Приобретатель, как правило, сам сделкой не занимается. Работает целая армия юристов, налоговых советников. Они друг другу предлагают всевозможные схемы налоговой оптимизации — частично законной, частично пограничной. Если человек не знал о том, что сделка проводится каким-то незаконным образом, то это не значит, что он обязательно должен нести уголовную ответственность. Другое дело, что финансовые вопросы государство все равно никогда обходить не будет. Это не освободит от обязанности возместить в полном объеме сумму этих налогов и заплатить штрафы».

Случай с Сулейманом Керимовым стал громким во многом именно из-за того, что вилла Hier известная и очень дорогая. Основная же ценовая категория на двух мысах Кап д’Антиб и Кап Ферра, где находится самая люксовая недвижимость, все же ниже — в диапазоне от 10 млн до 30 млн. Хотя имена владельцев часто известны, с полной уверенностью о них говорить трудно, так как владения, как правило, по ряду причин, в том числе и налоговой, оформляются не на физические, а на юридические лица.

Были истории с разоблачением и других бывших и действующих чиновников. Некоторые, такие как Елена Скрынник, вообще этого не скрывают. Другие, например ректоры второстепенных вузов, в которых как пирожки пекут докторов наук из выходцев из кавказских регионов, хвалятся этим на словах, но документально стараются свою собственность не афишировать.

Русских на Лазурном берегу вообще очень много, особенно на Кап д’Антиб и Кап Ферра, где им принадлежит чуть ли не половина вилл, рассказывает частный гид в Ницце Светлана Ермакова.

Светлана Ермакова, частный гид в Ницце

«Русская речь слышна отовсюду. Общее правило для всех, особенно агентов, которые занимаются подборкой недвижимости, — тайна остается тайной».

В истории с Сулейманом Керимовым, по мнению юристов, к серьезным последствиям может привести не обман французской казны. В конце концов, налоговые преступления бывают во всех странах — это достаточно банальное явление. Куда более неприятной может стать первая часть обвинения — отмывание.

Известно, что доверенное лицо Керимова Александр Штудхальтер в день заключения сделки перевел 61 млн евро со счета некой офшорной фирмы на другой счет, в Люксембурге. Если будет доказано то, что эта сумма была уплачена именно за виллу, то придется подробно подтверждать происхождение и принадлежность этих денег. А если этого сделать не удастся, то французский закон предусматривает наказание в 375 тысяч евро штрафа и до пяти лет тюрьмы. Если же речь шла о преступлении, совершенном группой, а все очень похоже именно на это, то штраф и срок удваивается — 750 тысяч и десять лет заключения.