С каждого дома по рентабельности
Размер земельного налога для бизнеса могут поставить в зависимость от рентабельности объекта недвижимости — соответствующие поправки к закону «О государственной кадастровой оценке» внесены на рассмотрение в Госдуму. Авторы законопроекта (это депутаты «Справедливой России») предлагают дифференцировать налогооблагаемую базу, устанавливая минимальное или максимальное значение кадастровой стоимости объекта на основе бухгалтерской отчетности предприятия. Впрочем, конкретные нормы они предлагают определить правительству, признавая, что поддерживают идею, не понимая пока в деталях, как она может работать.
В пояснительной записке к законопроекту, внесенному в Госдуму 17 ноября, отмечается, что принцип экономической обоснованности уже заложен в действующий закон о кадастровой оценке, а в Налоговом кодексе прописана необходимость учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате налога — но на практике эти принципы не соблюдаются из-за отсутствия правового механизма. Это приводит к многочисленным судебным разбирательствам, разорению представителей бизнеса, увеличению безработицы и усилению социальной напряженности, говорится в документе, подписанном группой депутатов «Справедливой России» во главе с зампредом их фракции в Госдуме Гаджимурадом Омаровым.
Для создания такого механизма депутаты предлагают учитывать «экономически обоснованный уровень рентабельности, обеспечивающий безубыточность использования» объекта бизнес-недвижимости при определении его кадастровой стоимости для установления земельного налога. В зависимости от показателей рентабельности, подтвержденных бухгалтерской отчетностью предприятия, кадастровая стоимость объекта может устанавливаться по минимальному или максимальному значению. Определить соответствующие показатели и значения предлагается правительству. Большинство опрошенных “Ъ” депутатов, указанных как авторы проекта, говорят, что поддержали саму идею, хотя не готовы говорить о том, как она будет реализована на практике и какие компании затронет.
Как отмечается в финансово-экономическом обосновании законопроекта, его реализация не потребует дополнительных бюджетных расходов, поскольку снижение кадастровой стоимости низкорентабельных объектов недвижимости будет компенсировано ее повышением для высокорентабельных. Среди ожидаемых положительных эффектов авторы называют прекращение разорения предприятий и ликвидации рабочих мест, а также повышение инвестиционной привлекательности объектов недвижимости и сокращение оттока капитала. Кроме того, по мнению справороcсов, это поможет сократить количество судебных процессов по оспариванию кадастровой стоимости земельных участков и объектов капитального строительства.
По словам главы финансового комитета Госдумы Анатолия Аксакова, также подписавшегося под инициативой, законопроект в первую очередь направлен на поддержку малого бизнеса. «Многие органы власти сейчас стремятся увеличить отчисления в бюджет за счет повышения кадастровой стоимости недвижимости. Однако такой подход не вписывается в рентабельность бизнеса, в первую очередь малого, что приводит к его разорению. Мы решили не делать резких изменений — непосредственные нормы должны устанавливаться постановлением правительства. Например, они могут учитывать размер и деятельность бизнеса, или иметь временные ограничения — чтобы облегчить запуск стартапов. В целом это должно повысить гибкость в применении кадастровой оценки»,— говорит господин Аксаков. При подготовке законопроекта авторы не консультировались с бизнес-объединениями, однако те инициативу поддержат, уверен он.
Отметим, однако, что идея фактического переноса механизма налога на прибыль в сферу налогообложения недвижимости вызывает массу вопросов, ответов на которые у разработчиков сейчас нет. Так, например, в нынешнем варианте законопроект никак не препятствует возможности оформления высокоприбыльной недвижимости на компанию с нулевой рентабельностью (для минимизации кадастровой оценки) с дальнейшей формальной сдачей ее в аренду реальному выгодоприобретателю.