Больше, чем «коробка». Какое жильё готовы покупать пермяки?
Год за годом они возводят огромные многоэтажки и небольшие дома. Жизнь меняется. Покупатели становятся более требовательными. Какое жильё готовы приобретать пермяки и что им предлагают застройщики? Запросы растут «Первым и основным критерием при выборе жилья является цена. Если она покупателю подходит, он начинает рассматривать тот или иной объект подробнее, – говорит директор по развитию «КД ГРУПП» Ольга Коршунова. – Особое внимание клиенты стали обращать на надёжность застройщика. Скандалы с недостроями даром не прошли – люди более пристально изучают информацию о строительных компаниях. Особенно если речь идёт о долевом строительстве». Отмечая ту же тенденцию, эксперт ассоциации «Пермские строители» Игорь Юфарев добавляет, что потенциальные покупатели квартир в новостройках стали дольше принимать решения. Запрягают долго, при этом могут и не поехать – окончательный выбор порой делают в пользу жилья на вторичном рынке. «Сейчас мало кто использует недвижимость как способ заработка. Тех, кто вкладывает деньги в жильё, практически не стало. Цены могут по два года не меняться, так что это просто невыгодно, – говорит Игорь Юфарев. – Клиентов становится меньше. Основная масса – с ипотекой, много – с сертификатами на маткапитал». Директор департамента продаж компании «Талан» в Перми Наталья Андаева говорит, что раньше покупатели сравнивали в основном стандартные характеристики жилых комплексов – планировку, виды из окон, наличие инфраструктуры. Сейчас важным становится всё. Интересует отделка входных групп, благоустройство придомовой территории, как решён вопрос с парковкой и так далее. «В 2016-2017 годах в кварталах класса комфорт начали появляться опции, которые буквально пять лет назад были присущи исключительно домам верхнего ценового диапазона, – считает Наталья Андаева. – Это, к примеру, импортные лифты, улучшенное благоустройство двора, предусматривающее ландшафтный дизайн, нестандартное оборудование, в том числе разнообразные игровые и спортивные площадки для детей разных возрастов. В квартирах – дополнительная шумоизоляция, фильтры для очистки воды». Где лечиться и учиться? Все участники рынка отмечают, что сейчас мало построить «коробку». Одно из веяний последнего времени – создание комфортной среды. В шаговой доступности должно быть всё необходимое. «При покупке квартиры покупатели оценивают не только качество строительства и отделки, но обязательно функциональность и комфорт среды проживания в целом. Особенно это важно на участках комплексной застройки, когда возводится новый микрорайон с численностью населения в несколько тысяч человек», – комментирует ситуацию генеральный директор компании «СтройПанельКомплект» Виктор Суетин. Приобретая жильё, пермяки хотят понимать, будут ли рядом детские сады, школы, поликлиники. Если этих объектов пока нет, то покупателям важно знать, куда водить детей и где лечиться. Очень важно наличие дорог и остановок общественного транспорта. Застройщики сейчас либо обеспечивают микрорайоны инфраструктурой самостоятельно, либо в сотрудничестве с городскими властями, на условиях государственно-частного партнёрства. Компании борются за покупателей, поэтому предлагают лучшие условия, чтобы выделиться на фоне конкурентов. В гонке за клиента побеждают те, кто возводят жильё с развитой инфраструктурой и продают по приемлемым ценам. А также предлагают дополнительные и интересные для покупателя услуги, проводят акции, дают скидки. Жильё – это всё-таки удовольствие дорогое. Неизменным остаётся одно – люди всегда ищут, как и на чём сэкономить.