Более четверти площадей на Кутузовском проспекте предлагают в аренду. Эти данные предоставила консалтинговая компания Knight Frank. Из-за реконструкции, а также изменений правил парковки улицу покинули премиальные бренды, которые теряли своих клиентов. Площади много и на других проспектах столицы: на Ленинградском (17%), проспекте Мира (15%), Ленинском (12%) и Комсомольском (10%). Виктория Камлюк директор направления стрит-ритейл компании Knight Frank «Ситуация на проспектах столицы, на самом деле, меняется не только в связи с программой реконструкции, но и с деятельностью администрации города, в частности, с запретом полным или частичным, с изменением правил парковки на этих проспектах. Ритейл очень чутко реагирует на наличие парковочных мест, потому что торговля без возможности остановить автомобиль практически невозможна. Проспекты у нас длинные, расстояния между станциями метрополитена значительные и, в принципе, не в традиции пока еще у населения совершать пешие прогулки на длинные дистанции для того, чтобы посетить какие-то магазины, с целью приобрести какие-то товары. Люди предпочитают либо удобства передвижения с использованием автотранспорта, либо посещение больших моллов, где все удобно. Таким образом, ритейлеры теряют обороту. Если раньше эти магазины были ориентированы на автомобилистов, то сейчас это либо жители близлежащих домов, либо какая-то целевая покупка, когда человек знает, зачем он едет, либо инфраструктурные какие-то товары, которые рассчитаны на пешеходов. Изменения все в процессе, и с окончанием и реконструкцией, и со сменой арендаторов в течение ближайшего года, я думаю, что мы увидим, как изменится наша столица на этих центральных торговых коридорах. Это касается и Ленинского, и Комсомольского проспектов, и проспекта Мира, и, конечно, прежде всего Кутузовского, который в этот год переживает тяжелые времена. В последнее время какое-то оживление появилось, но в целом из-за того, что нет возможности заехать ни в какой из переулков, на расстоянии от гостиницы «Украина» до Третьего транспортного кольца, нет возможности оставить автомобиль, ритейлу, конечно, очень тяжело. Идет смена арендаторов, не быстрая, поэтому мы видим пустые витрины. Вакансия рекордная, пожалуй, около 30% — такого никогда еще не было». Кроме магазинов, с проспектов активно уходят именитые рестораны и кафе. Business FM спросила руководителя ресторанного холдинга White Rabbit Family, Бориса Зарькова, почему закрылось его заведение Kutuzovskiy 5 (ранее «Zолотой»): Борис Зарьков руководитель ресторанного холдинга White Rabbit Family «Ресторан ушел по причине того, что мне не удалось договориться по аренде с арендодателями, потому что у них были завышенные ожидания. Когда случился кризис, арендодатели в Москве пошли навстречу по курсу, а с этим арендодателем мне не удалось договориться, и фактически аренда там была в два раза больше в рублях. Была долларовая аренда, курс вырос в два раза. Сначала они дали какие-то скидки, а потом пришли и сказали: извините, мы не готовы. Они сейчас пытаются сдать это помещение по той цене, до которой я и просил дисконтировать, и даже по этой цене они не могут. Проблема сейчас, наверное, в том, что парковочные места — это, безусловно, важный фактор, но также потребление в общем падает. Портрет гостя, который на этой магистрали в пешей доступности — фактически это только жильцы, которые живут в ближайшем районе. Парковка убирает сегменты потребителя. которые на машине могут приехать, совершенно. Поэтому все магистрали, честно говоря, пока там пешеходный трафик не образуется, Тверская, Кутузовский проспект, Ленинский проспект, они для ритейла становятся неинтересными. Припарковаться негде, а работать только на жилой сектор, который у тебя в пешей доступности, там слишком маленький объем потребителей». Помимо заведения Бориса Зарькова, на Кутузовском недавно закрылись легендарный рыбный ресторан Peshi (он переехал в центр города) и заведение «Город. Social cafe».