Эксперт рассказал об истинных причинах конфликта в верхушке «Талибана»
Старший преподаватель Школы востоковедения ВШЭ, политолог Андрей Чупрыгин рассказал «Рамблеру» об истинных причинах конфликта, разгоревшегося между руководителями запрещенного в РФ террористического движения «Талибан».
Ранее BBC со ссылкой на источники сообщил, что внутри «Талибана» спустя всего несколько дней после объявления нового правительства страны произошел крупный скандал. По данным телеканала, конфликт возник во время словесной перепалки муллы Абдулы Гани Барадара с Халилем ар-Рахманом Хаккани из-за организационных вопросов работы нового кабинета министров Афганистана. Отмечалось, что рядовые сторонники двух лидеров движения устроили массовую драку в президентском дворце Кабула. BBC также сообщал, что конфликт вспыхнул на фоне «дележки» славы и заслуг в победе над США в Афганистане.
По словам Чупрыгина, «эта информация появилась не на пустом месте». После объявления нового состава правительства Барадар, который занимает вторую позицию после лидера «Талибана», пропал, он не появляется на публике, не делает каких-либо заявлений, отметил эксперт.
«Я думаю, что это как раз связано с неприятностями, которые возникли между ним и одним из представителей "Сети Хаккани". Но я сомневаюсь в том, что вопрос в так называемой "дележке" первенства в победе над американцами. Это мало похоже на правду. Скорее всего, речь шла о методах дальнейшей работы правительства. Дело в том, что Барадар - это тот человек, который делал много авансов внешнему миру, сформулировал различные обещания о том, что, мол, "Талибан" стал современным, "Талибан" уже не тот, что 20 лет назад, что они будут соблюдать права и свободы в том случае, если они не противоречат устоям шариата. Одновременно с этим в массе полевых командиров, которые так или иначе смотрят на "Сеть Хаккани" как на основную ударную силу в "Талибане", немного другие настроения. Они боролись за то, чтобы создать чисто шариатское государство. И понятия "права" и "свобода" они не совсем понимают. Конфликт, скорее всего, произошел не столько на почве формы, сколько на почве методов работы правительства. Может быть - я не отметаю такую возможность - конфликт возник на почве того, что Барадар постоянно проповедует приглашение сторонних, иностранных специалистов для организации работы правительства. А если брать "Сеть Хаккани" - они противники этой истории. Но после победы конфликт всегда формируется между участниками. Мы знаем старую поговорку: "Революция всегда пожирает своих детей". Хотя Барадара, конечно, трудно назвать ребенком, но он, как мне представляется, давно потерял связь с талибановской землей. Он много лет провел в пакистанской тюрьме, потом был в Катаре, в политическом офисе, вел переговоры с американцами. Он не очень хорошо знает, что происходит "на земле". А "Сеть Хаккани" "с земли" никуда не уходила», - заявил специалист.
Политолог отметил, что подобную ситуацию «следовало ожидать», потому что «Талибан» - это движение, никогда не интересовавшееся такими «скучными» вопросами, как вопросы управления государством.
«И сейчас, когда этим надо заниматься, возникают такие спорные моменты», - уточнил политолог.
Чупрыгин также ответил на вопрос о том, возможны ли вооруженные конфликты в Афганистане между сподвижниками Барадара и Хаккани.
«Сейчас предсказать что-либо практически невозможно. Но если смотреть по опыту предыдущих "экспериментов" на всем Ближнем Востоке, то, скорее всего, подобные разногласия будут решаться на уровне пулеметов. У каждого персонажа есть своя группа поддержки, и они будут "топить" за своего лидера. В Афганистане на сегодняшний день нет однородности и однозначности. В различных провинциях во главе разные полевые командиры. Они ведут себя по-разному. Где-то, как в Джелалабаде, расстреливают демонстрацию, где-то, как в Кабуле, выпускают мужиков с кнутами, которые всех разгоняют, стараясь не стрелять. Нет однородности и, соответственно, нет согласия», - сказал эксперт.