"Франция наоборот": эксперт о скандале с мусульманским дресс-кодом в Подмосковье
Скандал с навязыванием мусульманского дресс-кода жителями «халяльного поселения» Аминовка в Подмосковье своим соседям произошел от недостатка образования и недостатка ума тех, кто его спровоцировал. Об этом в беседе в "Рамблером" заявил старший преподаватель Школы востоковедения ВШЭ, политолог Андрей Чупрыгин.
"Дресс-код на территории Российской Федерации, если это не национальное территориальное образование, где существует компактное проживание и собственная система муниципального управления, - это дело мне не совсем понятное. Потому что поселок находится на территории традиционного осуществления русской традиции, это центральный район России. Вопрос заключается в том, чего они требуют. Если речь идет о хиджабах, то в русской деревенской традиции головной платок всегда присутствовал. Но это всегда дело добровольное. Поэтому навязывать кому-то дресс-код - это дорога в никуда. Это получается Франция наоборот. Если во Франции навязывают правила неношения традиционной одежды в публичных местах, то здесь получается ровно наоборот. И то и другое - от небольшого ума. Если уйти в глубокие рассуждения, здесь можно "нащупать" некую тенденцию радикализации, "ползущей" на территории Центральной России. Но я не стал бы этого делать в этом конкретном случае. Мне кажется, что здесь все это происходит действительно от небольшого ума. Но территории этнического, культурного, религиозного проживания никто не отменял. И со своим уставом идти в традиционный район - это дело неблагодарное", - заявил Чупрыгин.
При этом специалист отметил, что традиционно в России всегда проживало большое количество мусульман, которые хорошо уживались с соседями, представляющими другие религиозные группы.
"Традиционно на территории Российской Федерации всегда проживало большое количество мусульман, они являются гражданами России. Это не мигранты. Это люди, живущие из поколения в поколение на исторических землях, на которых мы вместе живем. Есть районы более компактного проживания, например, Татарстан, Башкортостан и так далее. Но и в центральных районах России всегда исторически селились и жили мусульмане, которые соблюдали свои традиции, не лезли к соседям. И соседи не лезли к ним, всегда нормально сосуществовали. Надо смотреть с этой точки зрения", - сказал преподаватель Школы востоковедения ВШЭ.
Чупрыгин также рассказал о наблюдаемом в ряде регионов мира "религиозном ренессансе ислама". При этом, по его словам, часть мусульман пытаются навязать свои правила там, "где этого делать нет никакой необходимости".
"Но сейчас мы переживаем довольно интересное время, когда в центрах развития мусульманской традиции - Ближний Восток, азиатские районы - идет так называемый религиозный ренессанс ислама. И есть определенная часть из 1,8 миллиарда мусульман, которые достаточно агрессивно пытаются педалировать тему этого самого ренессанса в тех районах и местах, где этого делать нет никакой необходимости. Попытки навязывать свои правила на территориях, где они проживают, вне зависимости от того, кто у них соседи. Эта ситуация известна, она сейчас происходит практически повсеместно. Но это не значит, что это норма. Ситуация в Аминовке - исключение из правила. Да, исключение неприятное. Оно приводит к бытовым конфликтам и не только. У нас опять же есть пример Франции. Я надеюсь, что до нас это не дойдет. Во Франции есть элемент новизны - это все мигранты. У все-таки этого элемента нет. У нас - это люди, которые исконно жили на этих территориях, они являются частью всего большого российского общества. А все остальное - это моя личная позиция - происходит от недостатка образования, недостатка ума", - добавил эксперт.
Ранее Telegram-канал Readovka сообщил, что Жители «халяльного поселения» Аминовка в Подмосковье, основателем которого считается создательница мусульманской женской одежды Амина Шабанова, навязывают соседям собственный дресс-код. На это жалуются жители других деревень, в частности деревни Нечесово. Одна из жительниц деревни рассказала, что во время 30-градусной жары в Нечесово женщины вышли, как обычно, в сарафанах и короткой одежде, после чего получили замечания от представителей «халяльного поселения».