Три гражданские войны и две интервенции: "Рамблер" об истории аэропорта Кабула
Аэропорт Кабула в последние недели стал постоянно находится в центре событий. Страшные кадры эвакуации с афганцами, цепляющимися за фюзеляжи самолета, облетели весь мир, бесконечные толпы беженцев, а теперь еще и серия терактов с перестрелкой.
"Рамблер" решил разобраться в истории этого объекта, пережившего смену нескольких режимов, гражданских войн и интервенций.
Первоначально, аэропорт в Кабуле был построен в 1960 году специалистами из СССР. Тогдашнее правительство Афганистана планировало развивать туризм и нуждалось для этого в современной воздушной гавани.
До начала гражданской войны в 1979 году он активно использовался для гражданского авиасообщения - через аэропорт летали транзитные рейсы из Европы, СССР, Индии и Восточной Азии.
В ходе операции советских войск в Афганистане гавань постоянно использовалась войсками СССР и союзного им режима Мохаммада Наджибуллы. Через аэропорт шли поставки вооружений и техники, а также забрасывались подкрепления из СССР. Советские войска не очень активно использовали аэропорт для эвакуации, с него отбывали только некоторые части ВВС, в то время как в основном армия покидала страну по суше.
После падения просоветского режима Наджибуллы в 1992 году аэропортом, как и Кабулом, завладели моджахеды, а потом на смену им пришли Талибы (запрещенная в РФ организация). В это время он практически не использовался для совершения международных рейсов, да и внутри страны полеты были делом не частым.
После вторжения коалиции, возглавляемой США, аэропорт было решено разрушить. Однако уже в 2006 году было принято решение начать его восстановление при участии Японии. В 2008 году был отреставрирован первый терминал. Планировалось, что к 2011 году пассажиропоток гавани составит 100 000 человек в год.
Однако, несмотря на амбициозные планы, все еще случались теракты, в 2009 погибли 2 человека. Для обеспечения безопасности гавани приходилось привлекать силы ВВС Афганистана и стран НАТО.
В 2014 году аэропорту было присвоено имя бывшего президента страны Хамида Карзая, при котором осуществлялась его реконструкция.