«Минус» 75 миллиардов: что показал аудит Нафтогаза и кто понесет наказание (Економiчна правда, Украина):
Впервые, начиная с 2015 года, Нафтогаз показал отрицательный финансовый результат. В первом полугодии 2020 года его чистый убыток превысил одиннадцать с половиной миллиардов гривен. Оправдывая понесенные убытки, председатель правления Национальной акционерной компании (НАК) Андрей Коболев отметил, что в компании к такому сценарию были готовы и обладают достаточным запасом прочности для прохождения кризисного периода. Впрочем, расчеты Министерства финансов говорят о другом: как минимум в ближайшие четыре года государственная компания обречена на убытки. Но и на этом проблемы НАК Нафтогаз не заканчиваются. Накануне Государственная аудиторская служба завершила ревизию компании, проведение которой в последние годы безрезультатно добивалась счетная палата. По данным ЭП, в выводах аудиторов речь идет о недостатках и финансовых нарушениях более чем на двести двадцать пять миллиардов гривен, из-за которых государственный бюджет понес потери на сумму семьдесят пять миллиардов гривен — это больше прошлогодней прибыли всей Группы Нафтогаза, включая деньги от Стокгольмского арбитража. О каких нарушениях идет речь? Откройте, аудит! Эпопея с проведением аудита эффективности НАК Нафтогаз относительно состояния планирования и своевременности поступления дивидендов в государственный бюджет началась еще в конце 2018 года. Тогда, во время одного из заседаний правительства председатель Счетной палаты Валерий Пацкан обвинил руководство Нафтогаза в саботаже аудита. На это в компании ответили, что Счетная палата не может проводить проверку деятельности Нафтогаза, поскольку для этого отсутствуют законные основания. По мнению руководства НАК проверку могут проводить только Государственная аудиторская служба и Государственная фискальная служба. В итоге ни заявления тогдашнего премьер-министра Владимира Гройсмана о необходимости НАК быть прозрачными и публичными, ни его угрозы относительно принятия отдельного распоряжения об открытии компанией информации не сработали.Не помогло даже заведение полицией уголовного производства против охранников Нафтогаза, которые не допустили аудиторов Счетной палаты в здание компании на улице Богдана Хмельницкого в Киеве. Процесс сопровождался странными заявлениями, что работники Счетной палаты все же осуществили проверку, а ее материалы уже переданы в Генеральную прокуратуру. Впоследствии сообщалось о необходимости проведения еще одной контрольной проверки, на что в Нафтогазе в очередной раз ответили, что Счетная палата не имеет на это законных оснований. В итоге, по данным ЭП, полноценный, в смысле Счетной палаты, аудит так и не состоялся. Валерий Пацкан жаловался, что юристы Нафтогаза трактуют законодательство в свою пользу, а представители компании не предоставляют необходимый для проверки пакет документов. Перезапустить процесс удалось лишь после смены власти и приближения сроков завершения контракта Андрея Коболева (март 2020 года). Двенадцатого декабря 2019 года уже экс-министр энергетики Алексей Оржель заявил о существовании политического решения по смене руководства всех стратегических компаний, в том числе Нафтогаза. По его словам, по каждому из стратегических предприятий есть вопросы по эффективности использования средств и злоупотреблениям. По данным ЭП, в тот же день президент Владимир Зеленский своим указом ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны относительно ревизии Нафтогаза за период с первого октября 2018 года по тридцать первое декабря 2019 года. На этот раз проверку было поручено провести Государственной аудиторской службе. Как рассказывает собеседник ЭП в Нафтогазе, ревизия была завершена в начале сентября 2020 года и на стол Андрею Коболеву, который в марте получил новый четырехлетний контракт, лег документ объемом в несколько сотен страниц. В нем речь шла о многомиллиардных финансовых нарушениях, имевших место в компании за последние годы. Миллиарды мимо бюджета Ревизоры насчитали недостатков и финансовых нарушений в работе Нафтогаза на сумму более двести двадцать пять миллиардов гривен, что привело к прямым потерям компании на сумму свыше семьдесят пять миллиардов гривен. Согласно процедуре обработки выводов, у Нафтогаза было время, как на изучение документа, так и на представление замечаний к изложенным в акте ревизии фактам, что в итоге он и сделал. Часть из них была учтена, однако даже с учетом этого, цифры, которые в скором времени официально огласятся, будет трудно объяснить обществу. В Нафтогазе ЭП подтвердили, что получили от Госаудитслужбы акт ревизии и предоставили свои возражения. «В ответ компания предоставила свои возражения к акту ГАСУ, получила заключение службы на заявленные возражения и ожидает появление требований службы, которые будут содержать окончательные результаты ревизии», — отметили в пресс-службе НАК Нафтогаз. Многостраничный документ, попавший в распоряжение ЭП, содержит данные о нарушениях различного характера. Здесь и продажа газа по заниженным ценам, и безосновательная выплата премий членам правления Нафтогаза, и занижение услуг за транспортировку газа, и провал программы увеличения добычи голубого топлива, и нарушения в закупках, и скрытое кредитование, и еще многое другое. Но всю суть документа можно свести к четырем пунктам. Все они касаются занижения размера уплаченных в государственный бюджет дивидендов. Первый — начисление резерва сомнительных долгов при не утвержденном финансовом плане (за 2018 год и 9 месяцев 2019 года — прим. авт.) на 38,4 миллиарда гривен. Из-за этого, по мнению аудиторов, размер уплаченных дивидендов был занижен на 35,3 миллиарда гривен. Второй — выявление Офисом крупных налогоплательщиков Государственной налоговой службы нарушений в Укртрансгазе на 37,3 миллиарда гривен. Как результат — Нафтогаз не доплатил 35,1 миллиарда гривен дивидендов. Третий — занижение доходов из-за неотражения в их составе штрафов, пени и неустоек по решению судов. По этому пункту аудиторы насчитали потери государственного бюджета на сумму 2,9 миллиарда гривен. Четвертый — неподписание актов реализации газа в 2016-2018 годах. Последствиями этого нарушения стало занижение суммы уплаченных дивидендов за 2018 год на 2,1 миллиарда гривен. Таким образом, по оценкам аудиторов, сумма потерь государственного бюджета из-за установленных ими финансовых нарушений превышает семьдесят пять миллиардов гривен. Четыре года убытков и наказание для виновных На фоне обнародованных накануне отрицательных финансовых показателей деятельности Нафтогаза и выявленных Государственной аудиторской службой нарушений, заявления Андрея Коболева о существовании «взвешенного плана действий и достаточного запаса прочности для прохождения кризисного периода» выглядят как попытка сохранить лицо. Конечно, если под «кризисным периодом» председатель правления Нафтогаза не имел в виду ближайшие четыре года. В отчете о «фискальные рисках и их влиянии на государственный бюджет 2021 года» Министерство финансов отмечает, что НАК Нафтогаз будет убыточным как минимум до 2024 года — года окончания нового контракта Андрея Коболева. Все расчеты Минфин осуществлял на основании прогнозов самой компании по трем возможным сценариям. Ни один из них не предполагает получение прибыли. «Моделирование деятельности Группы Нафтогаз осуществлялось на основании прогнозов АО НАК Нафтогаз Украины относительно объемов и цен реализации продукции в 2020 — 2023 годах», — отмечается в отчете. Министерство финансов рассмотрело три возможных сценария: базовый, стрессовый и оптимистичный. Как свидетельствуют расчеты, независимо от рассмотренных в модели сценариев, в 2020-2023 годах деятельность группы Нафтогаз прогнозируется как убыточная. Что с финансовыми нарушениями и потерей 75 миллиардов гривен Примерный алгоритм действий Госаудитслужбы можно спрогнозировать на примере ревизии Укрзализныци. В мае 2020 года стало известно, что за период с первого января 2018 года по тридцатое сентября 2019 года в компании «выявлено нарушений финансовой дисциплины и недостатков в деятельности на сумму 11,8 миллиарда гривен». Материалы ревизии были направлены в главное управление контрразведки Службы безопасности Украины в сфере экономики для рассмотрения и принятия решения. Кроме того, Госаудитслужба проинформировала о результатах проверки акционера — кабинет министров — и предложила ему совершить следующие действия. Во-первых, обратиться в офис генерального прокурора о взятии на контроль состояния расследования уголовного производства. Во-вторых, обеспечить отправку в государственный бюджет части неуплаченных дивидендов за 2018 год в сумме двести шесть миллионов гривен. И в — третьих, — Министерству инфраструктуры и Укрзализныци поручили устранить выявленные нарушения, а виновных привлечь к ответственности. Понес ли наказание кто-то из состава руководства и чиновников железной дороги за упомянутые нарушения? В публичном доступе информация об этом отсутствует.