«Стратегия Путина»: что произошло с бизнесом за последние 10 лет

Правительству РФ нужно продолжать курс на улучшение, обновление деловой среды и создание стимулов для частных инвестиций, рассказал ФБА «Экономика сегодня» руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. Последние годы стали значимыми не только крупного бизнеса, но и для субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Связано это с курсом политики президента Владимира Путина, который практически с момента вступления в должность нацелился на развитие указанного сектора национальной экономики. В 2012 году глава государства дал поручение правительству в течение шести лет подняться с 120-го на 20-место в рейтинге Doing Business, то есть «сделать 100 шагов вперед». В 2019 году Россия заняла 28-е место, после чего была установлена новая цель, предполагающая сдвиг уже к 2024 году. Основная доля малого бизнеса в размере 41% приходится на сферу торговли. В сфере операций с недвижимостью насчитывается 18%, в промышленном производстве – 10%, строительстве – 6%. Остальные отрасли не превышают 2%. Экономист Никита Масленников, оценивая состояние российской бизнес-среды, не разделил оптимизма, но при этом отметил, что у предпринимателей есть будущее, достичь которого можно в рамках четкой реализации мер, о которых не раз упоминали федеральные власти в лице президента. «Основной показатель только один. Речь идет о динамике экономики в целом. В 2008-2009 годах на фоне кризиса мы наблюдали падение, а последующие десятилетия показали нам уровень инвестиций в экономику менее 10%. По данным показателям можно оценить бизнес-климат. Есть, конечно, определенный прогресс в рейтинге Doing Business, и он бесспорный. Также есть сдвиг в присоединении бизнеса к электросетям, в изменении продолжительности оформления таможенных документов, в условиях открытия и регистрации предприятий и в других направлениях. Произошли заметные изменения в лучшую сторону однозначно», - отметил собеседник агентства. Но трудности, которые переживала российская экономика, привели к заметному замедлению динамики инвестиций. Данный момент должен насторожить правительство и побудить его к действиям. «Наблюдается тенденция снижения темпов экономического роста. Можно вспомнить о том, как страна выходила из кризиса 2010-х годов. В то время отмечался рост в 3-3,7%, но после 2013 года произошел сдвиг, в результате которого прирост перестал превышать 2% в 2019 году. Подобные изменения свидетельствуют о наличии стопоров, оттягивающих быстрое развитие бизнеса. Вероятно, влияние оказывают структурные ограничения. Но самое главное, что запирает темпы экономического роста в потенциалах равных максимуму в 1,5-2%, заключается в состоянии деловой среды и условиях ведения бизнеса в России», - объяснил экономист. Никита Масленников уверен, что для улучшения достигнутых в течение нескольких лет результатов властям необходимо избавиться он неопределенности в налоговой сфере. Начало изменениям было положено еще в 2013 году. Тогда власти организовали частичный переход с системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на систему патентов, в результате чего ЕНВД перестал быть обязательным. Для этого утвердили 47 предпринимательской деятельности на федеральном уровне, регионы же получили право дополнять список собственным перечнем. Отметим, что запуск бизнеса можно было производить через покупку патента, налоговая ставка по которому составила 6% от «возможного дохода». Патент для ИП освобождал от выплаты НДФЛ, НДС и налога на имущество. Федеральные власти меняли среду для бизнеса Далее правительство вводило другие меры, рассчитанные на создание комфортных условий для предпринимателей. Так в 2016 году начал действовать трехлетний мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса. Спустя два года Владимир Путин предложил продлить надзорные каникулы для некрупного бизнеса до 2020 года. На фоне этого поручения Корпорация МСП и Минэкономразвития с участием Центробанка России разработала план льготного кредитования малого и среднего бизнеса. Однако он не оправдал ожиданий и прекратил действие в 2019 году. В этом же году стартовал нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Основная цель стратегии заключается в росте числа занятых с 19 до 25 млн человек через расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам. Известно, что общий бюджет реализации национального проекта должен был составить 481,5 млрд рублей, из которых 416,2 млрд направят из федерального бюджета, 11,4 млрд из региональных. Остальные 53,9 млрд будут привлечены из внебюджетных источников. Никита Масленников напомнил, что из-за кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции, власти пересмотрели условия и внесли изменения в указанный документ, продлив дедлайн до 2030 года. Теперь структура состоит из четырех федеральных проектов, предполагающих организацию поддержки самозанятых граждан, предакселерацию, комплексную систему акселерации. Также планируется создание инфраструктуры для комфортной работы и развития, цифровой платформы с механизмом адресного подбора мер поддержки. «Достижение поставленных целей возможно, если власти начнут всерьез заниматься созданием стимулирующей деловой среды. На развитии бизнеса продолжает сказываться и доля влияния государственного сектора – он не снизился и достигает 50% ВВП. Данный нюанс влияет на состояние рыночной конкуренции. В 2018 году был принят судьбоносный указ Владимира Путина «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Но по состоянию на текущий момент он выполнен на половину. Поэтому нам нужно продолжать движение для улучшения, обновления деловой среды и создания стимулов для частных инвестиций», - рассказал экономист. Перспективы есть: как улучшить условия Собеседник агентства уверен, что власти имеют множество потенциалов для снижения влияния на бизнес и формирования эффективных инструментов для его развития. «Сегодня все усложняет пандемическая история. Поэтому властям нужно определиться с тем, какие меры поддержки бизнеса, введенные при «коронакризисе» отменить или продлить, какие видоизменить. Предприниматели сильно озабочены неопределенностью и не могут всерьез планировать инвестиции. Об этом свидетельствует упавший на 40% в марте текущего года индекс инвестиционного планирования», - подчеркнул экономист. Кроме того, эксперт добавил, что бизнес-среда нуждается в комплексном и системном подходе по всем направлениям. Однако прежде правительству стоит провести основательный анализ проделанной за последнее десятилетие работы. Правительство Российской Федерации уже предприняло новый шаг с расчетом на будущее. Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил нормативную базу для запуска специального института соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Как пояснил Никита Масленников, новый законопроект направлен на установку гарантий неизменности условий реализации крупных инвестиционных проектов. «Это неплохая мера и действительно поможет разогнать некоторое объемы по строительству инфраструктурных объектов. Но документ не исчерпывает всех мер по поддержанию деловой активности. Все достаточно тривиально. Нужно не выстраивать отдельные режимы для отдельных инвесторов, а прорабатывать нюансы для всех участников бизнеса, чтобы российская экономика не превратилась в нефтяную отрасль. Предпринимателям нужна прозрачная, четкая и стабильная система, способная в течение нескольких лет обеспечивать условия для развития. Для выхода на темпы роста свыше 3% ВВП важно заняться обновлением условий ведения бизнеса, созданием понятного графика изменения тарифов на услуги естественных монополий, созданием конкуренции, развитием финансового рынка, и активацией регуляторной гильотины», - резюмировал экономист.

«Стратегия Путина»: что произошло с бизнесом за последние 10 лет
© ФБА "Экономика сегодня"